ПИТИРИ́М
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПИТИРИ́М [г. рожд. неизв., Суздаль – 19(29).4.1673, Москва], патриарх Московский и всея России (с 1672). До пострижения в монахи был женат, имел сына. После смерти жены принял монашеский постриг в Спасо-Евфимиевом мон. в Суздале, с 1650 настоятель этого монастыря в сане архимандрита. С 1654 настоятель моск. Новоспасского монастыря. В 1655 патриархом Никоном П. рукоположен в епископы и возведён в сан митрополита Сарского и Подонского, пребывал в Москве на Крутицком подворье, управлял делами при патриархе. Принимал участие в важнейших церковно-гос. событиях: участвовал в церковном соборе 1655, в 1656 вместе с патриархом Никоном освящал храм в Иверском монастыре на Валдае, в том же году находился в царской свите во время выезда царя Алексея Михайловича из Москвы к войску по поводу объявления войны со Швецией, крестил царских детей, в т. ч. в 1662 будущего царя Фёдора Алексеевича.
Оставив в 1658 патриарший престол, Никон дал благословение П. управлять Церковью, но без титула местоблюстителя. П. первым сообщил царю об оставлении патриаршества Никоном; по указу царя исполнял обязанности патриарха. Созванному в 1660 церковному собору царь объявил, что показания П. свидетельствуют о самовольном оставлении Никоном престола и об отречении от него «с клятвой», что означало возможность поставления нового патриарха. В 1660 П. вместе с крутицким архимандритом Павлом (будущим преемником П. на Сарской митрополии) обвинён Никоном в организации его отравления (эти обвинения Никон позднее повторил на Большом моск. соборе 1666–67, объявив П. своим злейшим врагом). В 1662 П. был анафематствован Никоном по причине самовольного поставления им в мае 1661 блюстителем Киевской митрополии, находившейся в ведении Константинопольского патриархата, еп. Мстиславского и Оршанского Мефодия, управления П. одновременно тремя епархиями (патриаршей, Сарской и Суздальской), прекращения поминания имени Никона на литургии и наказания священников, продолжавших его поминать, а также из-за предпринятого П. весной 1659 «шествия на осляти» в Вербное воскресенье, являвшегося прерогативой патриарха.
В авг. 1664 П. поставлен на Новгородскую митрополию. Во время суда над Никоном на Большом моск. соборе 1666–1667 до приезда вост. патриархов (Александрийского Паисия и Антиохийского Макария) был председательствующим, при поддержке царя являлся одним из обвинителей Никона и наиболее резким критиком его церковной деятельности, выступал за извержение Никона из сана. Вероятно, П. надеялся занять патриарший престол, однако собор избрал патриархом Иоасафа II. П. – автор важнейших деяний собора 1666–67: догматич. документа «Исповедание» и «Ответа» царю на первом заседании собора на вопросы о православности вост. патриархов и правильности греч. книг. Активно проводил в жизнь решения собора.
В 1667 по инициативе П. были обретены мощи прп. Нила Столобенского. При П. в 1670–72 были перестроены неск. церквей и церковных зданий в Новгороде, обогащена ризница Софийского собора.
После смерти патриарха Иоасафа II П. 7(17).7.1672 возведён на патриарший престол. Находясь в преклонном возрасте, не проявлял активности и самостоятельности в церковных делах, по-прежнему находился под царским покровительством. Практически церковным управлением при нём ведал митр. Новгородский Иоаким (Савёлов), будущий патриарх. В 1672 в Чудовом монастыре Московского Кремля П. крестил царевича Петра Алексеевича, будущего Петра I. В том же году заступился перед царём Алексеем Михайловичем за боярыню Ф. П. Морозову и её сестру кн. Е. П. Урусову, находившихся в заточении за защиту старообрядчества. Царь предложил П. самому допросить Морозову, чтобы убедиться в непреклонности её убеждений; после допроса, во время которого Морозова отказалась встать перед патриархом, П., видя её упорство, не выдвигал дальнейших ходатайств в её защиту. В 1673 по благословению П. близ г. Осташков был основан женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Знамение». Похоронен П. в Успенском соборе Московского Кремля.
Из письм. наследия П. известны его речь при поставлении в патриархи, др. речи, произнесённые в разное время, неск. грамот, в т. ч. 2 духовные грамоты (завещания). Неск. речей П. и его духовная грамота, написанная во время пребывания на Новгородской кафедре, сохранились в архиве Симеона Полоцкого, с которым П. общался.