Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОРО́ЗОВА ФЕОДОСИЯ ПРОКОПЬЕВНА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 141

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Агеева
Боярыня Ф. П. Морозова навещает протопопа Аввакума в тюрьме. Миниатюра работы А. А. Великанова. Конец 19 в. Институт русской литературы (С.-Петербург).

МОРО́ЗОВА Фео­до­сия Про­копь­ев­на [21(31).5.1632, Мо­ск­ва – 2(12).11.1675, Бо­ровск], дея­тель­ни­ца ран­не­го рус. ста­ро­об­ряд­че­ст­ва. Дочь околь­ни­че­го П. Ф. Со­ков­ни­на, род­ст­вен­ни­ка Ма­рии Иль­и­нич­ны Ми­ло­слав­ской (из ро­да Ми­ло­слав­ских), пер­вой же­ны ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча. В 1649 вы­шла за­муж за боя­ри­на Гле­ба Ива­но­ви­ча Мо­ро­зо­ва (из старомоск. боярского ро­да Мо­ро­зо­вых). Ов­до­вев (1661/62), М. вме­сте с сы­ном по­лу­чи­ла ог­ром­ное со­стоя­ние. С это­го вре­ме­ни пре­да­ва­лась под­ви­гам бла­го­чес­тия, но­си­ла вла­ся­ни­цу. Ду­хов­ник М. про­то­поп Ав­ва­кум, не­ко­то­рое вре­мя жив­ший в её до­ме (1664), при­зывал её к ещё боль­ше­му ас­ке­тиз­му и ак­тив­ной под­держ­ке ста­ро­об­ряд­че­ст­ва. По­сле от­прав­ки Ав­ва­ку­ма в ссыл­ку на Ме­зень М. ста­ла по­сле­до­ва­тель­но вы­сту­пать про­тив ре­форм пат­ри­ар­ха Ни­ко­на. По по­ве­ле­нию ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча ар­хим. Чу­до­ва мон. Ио­а­ким (бу­ду­щий пат­ри­арх) пред­при­ни­мал по­пыт­ки вра­зум­ле­ния М. По­сле тай­но­го по­стри­га (с име­нем Фео­до­ра), со­вер­шён­но­го в кон. 1670 игу­ме­ном До­си­фе­ем, М. ста­ла уда­лять­ся от цер­ков­ных служб и свет­ских це­ре­мо­ний (от­ка­за­лась при­сут­ст­во­вать в янв. 1671 на свадь­бе ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча с На­таль­ей Ки­рил­лов­ной На­рыш­ки­ной). Но­вые уве­ще­ва­ния ца­ря с уг­ро­зой на­ка­за­ния не во­зы­ме­ли дей­ст­вия. 16(26).11.1671 М. и её се­ст­ру кн. Е. П. Уру­со­ву за­ко­ва­ли и за­клю­чи­ли под стра­жу; на до­про­се в Чу­до­вом мон. сё­ст­ры зая­ви­ли, что не бу­дут при­ча­щать­ся за ли­тур­ги­ей по но­во­му об­ря­ду. В нач. 1672 М., Уру­со­ву и их еди­но­мыш­лен­ни­цу М. Да­ни­ло­ву под­верг­ли жес­то­ким пыт­кам, во вре­мя ко­то­рых их уве­ще­вал пат­ри­арх Пи­ти­рим. Не­смот­ря на за­ступ­ни­че­ст­во ца­рев­ны Ири­ны Ми­хай­лов­ны, царь Алек­сей Ми­хай­ло­вич от­пра­вил М. и её спод­виж­ниц в за­то­че­ние в Бо­ров­ский ост­рог. В янв. 1675 уз­ни­цам уда­лось уви­деть­ся с близ­ки­ми людь­ми, сре­ди ко­то­рых был и ав­тор жи­тия М., её стар­ший брат Ф. П. Со­ков­нин. За это по­се­ще­ние у за­клю­чён­ных ото­бра­ли кни­ги, ико­ны, оде­ж­ду и пи­щу, до­пус­тив­ших сви­да­ние стре­лец­ких сот­ни­ков раз­жа­ло­ва­ли в сол­да­ты и под­верг­ли бес­сроч­ной ссыл­ке. В ию­не 1675 всех уз­ниц пе­ре­ве­ли в глу­бо­кую зем­ля­ную тюрь­му; ох­ран­ни­кам под стра­хом смер­ти бы­ло за­пре­ще­но да­вать им пи­щу. 10(20).8.1675 вы­шел цар­ский указ, ли­шив­ший М. всех зе­мель­ных вла­де­ний. Вско­ре уз­ни­цы скон­ча­лись от го­ло­да и ис­то­ще­ния.

На пред­по­ла­гае­мом мес­те кон­чи­ны уз­ниц в Бо­ров­ске воз­двиг­ну­та ста­ро­об­рядч. ча­сов­ня. Ста­ро­об­ряд­цы празд­ну­ют па­мять св. пре­по­доб­но­му­че­ни­цы и ис­по­вед­ни­цы Фео­до­ры (М.) 24 сен­тяб­ря.

Ис­то­рия Ф. П. Мо­ро­зо­вой вдох­но­ви­ла ху­дож­ни­ка В. И. Су­ри­ко­ва на соз­да­ние по­лот­на «Боя­ры­ня Мо­ро­зо­ва» (1887, ГТГ).

Лит.: По­весть о боя­ры­не Мо­ро­зо­вой / Под­гот. тек­ста Р. П. Дмит­рие­вой, ком­мент. А. И. Ма­зу­ни­на // Па­мят­ни­ки ли­те­ра­ту­ры Древ­ней Ру­си. ХVII в. М., 1989. Кн. 2; Ма­зу­нин АИ. Мо­ро­зо­ва Ф. П. // Сло­варь книж­ни­ков и книж­но­сти Древ­ней Ру­си. ХVII в. СПб., 1993. Ч. 2; Се­дов П. В. За­кат Мо­с­ков­ско­го цар­ст­ва: цар­ский двор ХVII в. СПб., 2006; По­ныр­ко Н. В. Три жи­тия – три жиз­ни. Про­то­поп Ав­ва­кум, инок Епи­фа­ний, боя­ры­ня Мо­ро­зо­ва: Тек­сты, ста­тьи, ком­мен­та­рии. СПб., 2010.

Вернуться к началу