Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 155

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Г. Лысенко

ОМ, Аум, пра­на­ва (санскр. om, aum, pra­na­va), в инд. куль­ту­ре важ­ней­ший сим­вол – свя­щен­ный слог (ман­тра), сим­во­ли­зи­рую­щий всё су­щее в един­ст­ве и не­рас­чле­нён­но­сти. В буд­диз­ме ис­поль­зу­ет­ся в ман­тре «ом ма­ни пад­ма хум». Пер­во­на­чаль­но имел толь­ко зву­ко­вую фор­му, позд­нее стал так­же изо­бра­жать­ся гра­фи­че­ски [в ви­де сти­ли­зо­ван­ной ком­би­на­ции ли­ний, об­ра­зую­щих эле­мен­ты зна­ков пись­ма де­ва­на­га­ри (см. Ин­дий­ское пись­мо)]. На­чаль­ный звук сло­га О. об­ра­зу­ет­ся из ди­фтон­га «ау». Ко­неч­ный звук «м» со­про­во­ж­да­ет­ся свое­об­раз­ным гу­де­ни­ем, ко­то­рое обо­зна­чает­ся на пись­ме зна­ком на­за­ли­за­ции (точ­кой).

Тен­ден­ция счи­тать оп­ре­де­лён­ные зву­ки, сло­ги (ак­ша­ра) кос­мо­творч. энер­гия­ми раз­ви­ва­лась в упа­ни­ша­дах, в тан­триз­ме и осо­бен­но в каш­мир­ском ши­ва­из­ме. Их на­зы­ва­ли бид­жа-ман­тра­ми – се­мен­ны­ми ман­тра­ми. Эти ман­тры, как пра­ви­ло, встрое­ны в це­поч­ки мик­ро-мак­ро­кос­мич. со­от­вет­ст­вий, где они кор­ре­ли­ру­ют с бо­га­ми, эле­мен­та­ми Все­лен­ной и час­тя­ми те­ла, энер­ге­тич. цен­тра­ми (см. Ча­кра), чув­ст­вен­ны­ми спо­соб­но­стя­ми (см. Ин­д­рии) и со­стоя­ния­ми соз­на­ния че­ло­ве­ка. О. яв­ля­ет­ся глав­ной из этих мантр. Слог О., как пра­ви­ло, про­из­но­сит­ся в на­ча­ле ри­туа­ла, а так­же в хо­де его, что­бы ис­пра­вить ошиб­ки жре­цов. Счи­та­ет­ся, что он об­ла­да­ет внутр. энер­ги­ей, ко­то­рая спо­соб­на при­дать си­лу ман­трам, про­из­не­сён­ным без долж­но­го вни­ма­ния.

В упа­ни­ша­дах и в бо­лее позд­ней лит-ре пред­став­ле­ны разл. су­ж­де­ния о при­ро­де сло­га О.: как о квинт­эс­сен­ции ри­туа­ла, как о «свёр­ну­той» фор­му­ле всех ве­дий­ских тек­стов, как о сим­во­ле все­ох­ва­ты­ваю­ще­го един­ст­ва ин­ди­ви­ду­аль­ной ду­ши и ми­ро­во­го ду­ха (Ат­ма­на и Брах­ма­на). В теи­стич. ре­ли­ги­ях Ин­дии О. яв­ля­ет­ся пер­вым тво­ре­ни­ем Бо­га.

В «Ман­ду­кья-упа­ни­ша­де» ка­ж­дой со­став­ляю­щей час­ти О. ста­вит­ся в со­от­вет­ст­вие со­стоя­ние соз­на­ния (стха­на): «а» сим­во­ли­зи­ру­ет бодр­ст­вую­щее со­стоя­ние, «у» – сон со сно­ви­де­ния­ми (свап­на), «м» – глу­бо­кий сон без сно­ви­де­ний (су­шуп­ти). По­след­ний эле­мент (точ­ка) ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с не­ким не­опи­суе­мым 4-м со­стоя­ни­ем, на­зы­вае­мым «ту­рия» (букв. – чет­вёр­тое). Это со­стоя­ние рас­смат­ри­ва­ет­ся как транс­цен­дент­ный ис­точ­ник всех ос­таль­ных, сим­вол Аб­со­лю­та.

В ин­ду­из­ме О. на­чал по­чи­тать­ся в сво­ей письм. фор­ме. Гра­фич. эле­мен­ты, ко­то­рые его об­ра­зу­ют, под­вер­га­ют­ся та­кой же сим­во­ли­за­ции, как и зву­ко­вые. Обыч­но гра­фе­му О. раз­би­ва­ют на 3 кри­вые, по­лу­ок­руж­ность и точ­ку, т. е. на 5 эле­мен­тов. Ниж­няя боль­шая кри­вая сим­во­ли­зи­ру­ет бодр­ст­во­ва­ние, из неё вы­рас­та­ет зад­няя кри­вая, ко­то­рая сим­во­ли­зи­ру­ет сон со сно­ви­де­ния­ми и об­ра­щён­ность со­зна­ния внутрь. Верх­няя кри­вая оз­на­ча­ет глу­бо­кий сон без сно­ви­де­ний. Фи­гу­ра из 3 кри­вых – это сим­вол фе­но­ме­наль­но­го су­ще­ст­во­ва­ния. Точ­ка – 4-е со­стоя­ние соз­на­ния; по­лу­ок­руж­ность, в ко­то­рую она впи­са­на, сим­во­ли­зи­ру­ет майю и от­де­ля­ет точ­ку от 3 ниж­них кри­вых. Имен­но майя пре­пят­ст­ву­ет реа­ли­за­ции выс­ше­го со­стоя­ния. Точ­ка не долж­на ка­сать­ся ли­нии, по­сколь­ку выс­шее со­стоя­ние не за­тро­ну­то май­ей.

Лит.: Ма­ла­муд Ш. Сло­во для зре­ния и сло­во для слу­ха // Ис­то­ри­ко-фи­ло­соф­ский еже­год­ник-2001. М., 2003; Лы­сен­ко ВГ. Уро­ки уст­ной тра­ди­ции. По­стве­дий­ские нау­ки: фо­не­ти­ка и эти­мо­ло­гия в све­те ка­те­го­рий дис­крет­но­го и кон­ти­ну­аль­но­го // Там же.

Вернуться к началу