ОМ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОМ, Аум, пранава (санскр. om, aum, pranava), в инд. культуре важнейший символ – священный слог (мантра), символизирующий всё сущее в единстве и нерасчленённости. В буддизме используется в мантре «ом мани падма хум». Первоначально имел только звуковую форму, позднее стал также изображаться графически [в виде стилизованной комбинации линий, образующих элементы знаков письма деванагари (см. Индийское письмо)]. Начальный звук слога О. образуется из дифтонга «ау». Конечный звук «м» сопровождается своеобразным гудением, которое обозначается на письме знаком назализации (точкой).
Тенденция считать определённые звуки, слоги (акшара) космотворч. энергиями развивалась в упанишадах, в тантризме и особенно в кашмирском шиваизме. Их называли биджа-мантрами – семенными мантрами. Эти мантры, как правило, встроены в цепочки микро-макрокосмич. соответствий, где они коррелируют с богами, элементами Вселенной и частями тела, энергетич. центрами (см. Чакра), чувственными способностями (см. Индрии) и состояниями сознания человека. О. является главной из этих мантр. Слог О., как правило, произносится в начале ритуала, а также в ходе его, чтобы исправить ошибки жрецов. Считается, что он обладает внутр. энергией, которая способна придать силу мантрам, произнесённым без должного внимания.
В упанишадах и в более поздней лит-ре представлены разл. суждения о природе слога О.: как о квинтэссенции ритуала, как о «свёрнутой» формуле всех ведийских текстов, как о символе всеохватывающего единства индивидуальной души и мирового духа (Атмана и Брахмана). В теистич. религиях Индии О. является первым творением Бога.
В «Мандукья-упанишаде» каждой составляющей части О. ставится в соответствие состояние сознания (стхана): «а» символизирует бодрствующее состояние, «у» – сон со сновидениями (свапна), «м» – глубокий сон без сновидений (сушупти). Последний элемент (точка) отождествляется с неким неописуемым 4-м состоянием, называемым «турия» (букв. – четвёртое). Это состояние рассматривается как трансцендентный источник всех остальных, символ Абсолюта.
В индуизме О. начал почитаться в своей письм. форме. Графич. элементы, которые его образуют, подвергаются такой же символизации, как и звуковые. Обычно графему О. разбивают на 3 кривые, полуокружность и точку, т. е. на 5 элементов. Нижняя большая кривая символизирует бодрствование, из неё вырастает задняя кривая, которая символизирует сон со сновидениями и обращённость сознания внутрь. Верхняя кривая означает глубокий сон без сновидений. Фигура из 3 кривых – это символ феноменального существования. Точка – 4-е состояние сознания; полуокружность, в которую она вписана, символизирует майю и отделяет точку от 3 нижних кривых. Именно майя препятствует реализации высшего состояния. Точка не должна касаться линии, поскольку высшее состояние не затронуто майей.