ЭРН ВЛАДИМИР ФРАНЦЕВИЧ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭРН Владимир Францевич [5(17).8.1882, Тифлис – 29.4(12.5).1917, Москва], рус. философ. Учился в гимназии в Тифлисе вместе с П. А. Флоренским и А. В. Ельчаниновым, затем в 1900–04 в Моск. ун-те, среди его учителей – С. Н. Трубецкой и Л. М. Лопатин. С 1910 приват-доцент Моск. ун-та. В 1911–13 в науч. командировке в Италии. В 1905 вместе с В. П. Свенцицким создал «Христианское братство борьбы» (идеи рус. христианского социализма, подготовка церковной реформы). Один из основателей Религ.-филос. об-ва памяти Вл. С. Соловьёва в Москве (1906). Вместе с Н. А. Бердяевым, Е. Н. Трубецким, Г. А. Рачинским, С. Н. Булгаковым Э. – чл. редакции книгоиздательства «Путь» (1910). Чл. Московского психологического общества (1916).
В центре религ.-филос. концепции Э. – противопоставление антично-христианского «логизма» и зап.-европ. «рационализма». Э. критикует новоевропейское самоопределение разума как «ratio», ключевым пунктом которого оказывается метафизич. и гносеологич. индивидуализм Р. Декарта, а затем И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля и неокантианства. Ядро ratio – рассудочное «бестелесное» Я, трансцендентальный субъект, абсолютная инстанция полагания и ви́дения, остающаяся неизменной в процессе методически осуществляемого познания. Ratio существенно связан с теорией непрерывного линейного прогресса, утилитаризмом и культом техники, подменяющими культуру цивилизацией как овеществлённым «рационализмом». «Логизм» же – это учение о божественном Логосе как источнике бытия и мышления, восходящее к античному онтологизму Парменида и Платона, развитое Аристотелем и неоплатониками и воцерковленное усилиями отцов и учителей Церкви. Мысль коренится в недрах божественного Разума, трансцендентного и одновременно имманентного всему, «сочувственно» проникающего сущее творческими энтелехиями-энергиями. Логос как «коренное и глубочайшее единство постигающего и постигаемого, единство познающего и того объективного смысла, который познаётся» (Борьба за Логос. М., 1911. С. 8), открывается человеку трояко: космический – в сфере эстетич. переживания в мифе, древнейших религиях, искусстве; божественный – в христианстве; дискурсивно-логический – в философии. Характерное для ratio понимание истины как соответствия понятия предмету, самим же ratio и подставляемым, в «логизме» сменяется пониманием истины как динамич. осознания своего бытия-в-Истине. Познание онтологично: чтобы истинно знать, нужно истинно быть, и на вершине гносиса находятся святые. Учение Э. предполагает противостояние не христианских культур Запада и Востока, но именно двух познават. начал: ratio и Логоса. Католицизм для Э. так же «логичен» и «динамичен», как и православие, в котором он подчёркивал более черты вселенского христианства, чем национальной рус. веры. Гл. предмет историко-филос. исследований Э. – диалоги Платона (Верховное постижение Платона // Вопросы философии и психологии. 1917. Кн. 137–138) и традиция онтологизма платонич. типа в отеч. («Г. С. Сковорода. Жизнь и учение», 1912) и итал. (две диссертации: «Розмини и его теория знания», 1914, и «Философия Джоберти», 1916) мысли. Влияние идей Э. прослеживается у П. А. Флоренского, Вяч. И. Иванова, В. В. Зеньковского, Г. В. Флоровского, А. Ф. Лосева и др.