Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭЛИ́ТА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 350-351

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Г. Подвойский

ЭЛИ́ТА (франц. élite – из­бран­ный, луч­ший, от лат. eligo – вы­би­рать), в со­ци­аль­ных нау­ках не­мно­го­чис­лен­ная груп­па лиц, за­ни­маю­щих выс­шие ста­тус­ные по­зи­ции (не обя­за­тель­но фор­маль­но за­кре­п­лён­ные) в сис­те­ме со­ци­аль­ной ие­рар­хии и ока­зы­ваю­щих зна­чит. влия­ние на жизнь об­ще­ст­ва в разл. сфе­рах и/или об­ла­даю­щих те­ми или ины­ми ис­клю­чи­тель­ны­ми ка­че­ст­ва­ми и спо­соб­но­стя­ми, по­лу­чаю­щи­ми вы­со­кую об­ществ. оцен­ку и при­зна­ние. Как спец. об­ще­ст­во­ведч. тер­мин сло­во «Э.» по­лу­ча­ет хо­ж­де­ние лишь в 20 в., во мно­гом бла­го­да­ря ра­бо­там В. Па­ре­то, хо­тя са­ма те­ма ро­ли в ис­то­рии из­бран­но­го мень­шин­ст­ва, вы­даю­щих­ся лич­но­стей рас­смат­ри­ва­лась в разл. эпо­хи в кон­цеп­ци­ях та­ких ав­то­ров, как, напр., Пла­тон, Н. Ма­киа­вел­ли, Т. Кар­лейль, Ф. Ниц­ше. По­ми­мо Па­ре­то ос­но­вы со­цио­ло­гич. изу­че­ния Э. бы­ли за­ло­же­ны в тру­дах Г. Мос­ки и Р. Ми­хель­са; в се­ре­ди­не и 2-й пол. 20 в. ис­сле­до­ва­ние Э., в т. ч. эм­пи­ри­че­ское, по­лу­чи­ло раз­ви­тие в США (Ч. Р. Миллс и др.).

Тер­мин «Э.» край­не мно­го­зна­чен. Со­глас­но «ме­ри­то­кра­ти­че­ско­му» (ме­ри­то­кра­тия – власть луч­ших, дос­той­ных) под­хо­ду, к Э. от­но­сят­ся те, кто об­ла­дает оп­ре­де­лён­ным на­бо­ром спо­соб­но­стей и дос­то­инств (напр., при­ме­ни­тель­но к по­ли­тич. эли­те это – ли­дер­ские ка­че­ст­ва, энер­гич­ный и во­ле­вой ха­рак­тер, ини­циа­тив­ность, ор­га­ни­за­тор­ский та­лант, стра­те­гич. мыш­ле­ние, уме­ние при­ни­мать взве­шен­ные ре­ше­ния, чув­ст­во от­вет­ст­вен­но­сти и т. п.). Со­глас­но «вла­ст­но­му» (или по­зи­ци­он­но­му) под­хо­ду, к Э. сле­ду­ет при­чис­лять в пер­вую оче­редь тех, кто де-юре или де-фак­то об­ла­да­ет вла­стью, а так­же соб­ст­вен­но­стью, ре­сур­са­ми, при­ви­ле­гия­ми, пра­вом и/или ре­аль­ной воз­мож­но­стью вли­ять на про­ис­хо­дя­щие в об­ще­ст­ве про­цес­сы.

Ис­сле­до­ва­те­ли Э. кон­ста­ти­ру­ют су­ще­ст­во­ва­ние эли­тар­ных групп во всех слож­но­ор­га­ни­зо­ван­ных об­ще­ст­вах – в кас­то­вых, со­слов­ных и клас­со­вых сис­те­мах со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции. Э. как «из­бран­ное мень­шин­ст­во», «вер­хи» и т. п. про­ти­во­пос­тав­ля­ет­ся при этом «боль­шин­ст­ву», на­ро­ду, «ни­зам», мас­сам. Вы­де­ля­ют­ся Э. в раз­ных сфе­рах дея­тель­но­сти: по­ли­ти­че­ская Э. («пра­вя­щий класс»), эко­но­ми­че­ская (напр., биз­нес-эли­та, круп­ные пред­при­ни­ма­те­ли, топ-ме­нед­же­ры), ин­тел­лек­ту­аль­ная Э. (на­уч­ная, куль­тур­ная, «творче­ская»), спор­тив­ная и т. д. Эли­тар­ные по­зи­ции обыч­но на­де­ля­ют­ся в кол­лек­тив­ном соз­на­нии вы­со­ким уров­нем пре­сти­жа и со­ци­аль­ной при­вле­ка­тель­но­сти.

Ос­но­ва­ни­ем для вклю­че­ния в Э. мо­жет быть как ме­сто ин­ди­ви­да на офиц. ие­рар­хич. ле­ст­ни­це (за­ни­мае­мая долж­ность, на­сле­дуе­мый ти­тул, зва­ния, на­гра­ды, по­чёт­ные «ре­га­лии» и т. д.), так и «не­фор­маль­ный» ста­тус, оп­ре­де­ляе­мый на­ли­чи­ем тех или иных лич­но­ст­ных, де­ло­вых, проф. ка­честв, вы­со­кая ква­ли­фи­ка­ция и ком­пе­тент­ность, об­ра­зо­ва­ние, ре­пу­та­ция, ав­то­ри­тет, ха­риз­ма и т. д.

Эли­тар­ные груп­пы мо­гут су­ще­ст­вен­но раз­ли­чать­ся по сте­пе­ни «от­кры­то­сти» или «за­кры­то­сти», мо­гут по­пол­нять­ся ли­бо толь­ко из­нут­ри (из соб­ст­вен­ных ря­дов) или от­час­ти так­же из­вне (из со­ста­ва «не­при­ви­ле­ги­ро­ван­ных» сло­ёв). Вхо­ж­де­ние в Э. мо­жет осу­ще­ст­в­лять­ся че­рез на­сле­до­ва­ние, на­зна­че­ние, из­бра­ние, мо­жет пред­по­ла­гать учёт лич­ных за­слуг и дос­ти­же­ний ин­ди­ви­дов или ори­ен­ти­ро­вать­ся на их «при­пи­сан­ные» (ас­к­рип­тив­ные) ста­тус­ные ха­рак­те­ри­сти­ки. Не­ред­ко от­ме­ча­ет­ся тен­ден­ция пол­но­стью за­кры­тых Э. к по­сте­пен­ной де­гра­да­ции, а час­тич­ное об­нов­ле­ние со­ста­ва Э. рас­смат­ри­ва­ет­ся как важ­ное ус­ло­вие для под­дер­жа­ния её жиз­не­спо­соб­но­сти («цир­ку­ля­ция элит» как пред­по­сыл­ка нор­маль­но­го функ­цио­ни­ро­ва­ния сис­тем со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции). Дли­тель­ное от­сут­ст­вие или тор­мо­же­ние по­доб­ной цир­ку­ля­ции при­во­дит к уси­ле­нию со­ци­аль­ной на­пря­жён­но­сти и впо­след­ст­вии к со­ци­аль­но­му взры­ву, т. е., по су­ти, к во­зоб­нов­ле­нию той же цир­ку­ля­ции, но по на­сильств. сце­на­рию (см. Ре­во­лю­ция). Э. не все­гда яв­ля­ет­ся дос­та­точ­но го­мо­ген­ной: раз­лич­ные об­ра­зую­щие её слои мо­гут про­ти­во­сто­ять друг дру­гу, иметь не­сов­па­даю­щие ин­те­ре­сы и цен­но­сти. В не­драх же «боль­шин­ст­ва» фор­ми­ру­ют­ся оп­по­зи­ци­он­ные си­лы – груп­пы «контр­эли­ты», склон­ные к дея­тель­но­сти, на­прав­лен­ной на из­ме­не­ние ос­нов об­ществ. по­ряд­ка с его спе­ци­фич. про­фи­лем со­ци­аль­ной диф­фе­рен­циа­ции – вла­сти, соб­ст­вен­но­сти, рас­пре­де­ле­ния ма­те­ри­аль­ных и сим­во­лич. ре­сур­сов и благ. Кон­фликт­ный ха­рак­тер про­цес­сов сме­ны элит в об­ще­ст­ве опи­сы­ва­ет­ся фор­мулой Па­ре­то: «ис­то­рия есть клад­би­ще ари­сто­кра­тий». Борь­ба ме­ж­ду отд. эли­тар­ны­ми груп­па­ми за власть и влия­ние мо­жет осу­ще­ст­в­лять­ся на ле­галь­ной ос­но­ве в ви­де ор­га­ни­зо­ван­ной кон­ку­рен­ции или «иг­ры по стро­го оп­ре­де­лён­ным пра­ви­лам» (ин­сти­ту­ты мно­го­пар­тий­но­сти, вы­бо­ров, пар­ла­мен­тар­ной де­мо­кра­тии, по­ли­тич. плю­ра­лизм и т. д.).

Воз­ник­но­ве­нию дис­тан­ции ме­ж­ду Э. и мас­са­ми мо­гут спо­соб­ст­во­вать разл. при­чи­ны: бо­лее или ме­нее жё­ст­кие барь­е­ры меж­груп­по­вых ин­те­рак­ций, сег­ре­га­ция, внут­ри­груп­по­вые ри­туа­лы и эти­кет, об­раз и стиль жиз­ни, стра­те­гии по­треб­ле­ния, до­су­га и т. д. Спе­ци­фи­ка взаи­мо­от­но­ше­ний ме­ж­ду «эли­тар­ной» и на­род­ной куль­ту­рой в тра­диц. об­ще­ст­вах и эли­тар­ной и мас­со­вой куль­ту­рой в об­ще­ст­вах мо­дер­на (мас­со­вое об­ще­ст­во) ста­но­ви­лась пред­ме­том мно­го­числ. дис­кус­сий в фи­ло­со­фии, со­цио­ло­гии и ис­кус­ст­во­ве­де­нии 19–20 вв. (Х. Ор­те­га-и-Гас­сет и др.).

Вернуться к началу