ЭЛИ́ТА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭЛИ́ТА (франц. élite – избранный, лучший, от лат. eligo – выбирать), в социальных науках немногочисленная группа лиц, занимающих высшие статусные позиции (не обязательно формально закреплённые) в системе социальной иерархии и оказывающих значит. влияние на жизнь общества в разл. сферах и/или обладающих теми или иными исключительными качествами и способностями, получающими высокую обществ. оценку и признание. Как спец. обществоведч. термин слово «Э.» получает хождение лишь в 20 в., во многом благодаря работам В. Парето, хотя сама тема роли в истории избранного меньшинства, выдающихся личностей рассматривалась в разл. эпохи в концепциях таких авторов, как, напр., Платон, Н. Макиавелли, Т. Карлейль, Ф. Ницше. Помимо Парето основы социологич. изучения Э. были заложены в трудах Г. Моски и Р. Михельса; в середине и 2-й пол. 20 в. исследование Э., в т. ч. эмпирическое, получило развитие в США (Ч. Р. Миллс и др.).
Термин «Э.» крайне многозначен. Согласно «меритократическому» (меритократия – власть лучших, достойных) подходу, к Э. относятся те, кто обладает определённым набором способностей и достоинств (напр., применительно к политич. элите это – лидерские качества, энергичный и волевой характер, инициативность, организаторский талант, стратегич. мышление, умение принимать взвешенные решения, чувство ответственности и т. п.). Согласно «властному» (или позиционному) подходу, к Э. следует причислять в первую очередь тех, кто де-юре или де-факто обладает властью, а также собственностью, ресурсами, привилегиями, правом и/или реальной возможностью влиять на происходящие в обществе процессы.
Исследователи Э. констатируют существование элитарных групп во всех сложноорганизованных обществах – в кастовых, сословных и классовых системах социальной стратификации. Э. как «избранное меньшинство», «верхи» и т. п. противопоставляется при этом «большинству», народу, «низам», массам. Выделяются Э. в разных сферах деятельности: политическая Э. («правящий класс»), экономическая (напр., бизнес-элита, крупные предприниматели, топ-менеджеры), интеллектуальная Э. (научная, культурная, «творческая»), спортивная и т. д. Элитарные позиции обычно наделяются в коллективном сознании высоким уровнем престижа и социальной привлекательности.
Основанием для включения в Э. может быть как место индивида на офиц. иерархич. лестнице (занимаемая должность, наследуемый титул, звания, награды, почётные «регалии» и т. д.), так и «неформальный» статус, определяемый наличием тех или иных личностных, деловых, проф. качеств, высокая квалификация и компетентность, образование, репутация, авторитет, харизма и т. д.
Элитарные группы могут существенно различаться по степени «открытости» или «закрытости», могут пополняться либо только изнутри (из собственных рядов) или отчасти также извне (из состава «непривилегированных» слоёв). Вхождение в Э. может осуществляться через наследование, назначение, избрание, может предполагать учёт личных заслуг и достижений индивидов или ориентироваться на их «приписанные» (аскриптивные) статусные характеристики. Нередко отмечается тенденция полностью закрытых Э. к постепенной деградации, а частичное обновление состава Э. рассматривается как важное условие для поддержания её жизнеспособности («циркуляция элит» как предпосылка нормального функционирования систем социальной стратификации). Длительное отсутствие или торможение подобной циркуляции приводит к усилению социальной напряжённости и впоследствии к социальному взрыву, т. е., по сути, к возобновлению той же циркуляции, но по насильств. сценарию (см. Революция). Э. не всегда является достаточно гомогенной: различные образующие её слои могут противостоять друг другу, иметь несовпадающие интересы и ценности. В недрах же «большинства» формируются оппозиционные силы – группы «контрэлиты», склонные к деятельности, направленной на изменение основ обществ. порядка с его специфич. профилем социальной дифференциации – власти, собственности, распределения материальных и символич. ресурсов и благ. Конфликтный характер процессов смены элит в обществе описывается формулой Парето: «история есть кладбище аристократий». Борьба между отд. элитарными группами за власть и влияние может осуществляться на легальной основе в виде организованной конкуренции или «игры по строго определённым правилам» (институты многопартийности, выборов, парламентарной демократии, политич. плюрализм и т. д.).
Возникновению дистанции между Э. и массами могут способствовать разл. причины: более или менее жёсткие барьеры межгрупповых интеракций, сегрегация, внутригрупповые ритуалы и этикет, образ и стиль жизни, стратегии потребления, досуга и т. д. Специфика взаимоотношений между «элитарной» и народной культурой в традиц. обществах и элитарной и массовой культурой в обществах модерна (массовое общество) становилась предметом многочисл. дискуссий в философии, социологии и искусствоведении 19–20 вв. (Х. Ортега-и-Гассет и др.).