РЕВОЛЮ́ЦИЯ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЕВОЛЮ́ЦИЯ (от позднелатинского revolutio – поворот, обращение, переворот), в общественных науках – резкая смена социального или политич. строя, как правило, насильственным способом. Само понятие «Р.» вошло в обиход с опубликованием труда Н. Коперника «De revolutionibus orbium coelestium» («О вращениях небесных сфер», 1543); позднее распространилось на область социальных и политич. отношений. В историч. трудах и публицистике утвердилось с кон. 17 в. в связи с низложением в Англии династии Стюартов (см. «Славная революция»). Однако совр. смысл обрело после событий во Франции кон. 18 в., названных тогда же их участниками и свидетелями Р. С этого времени все действия, направленные на свержение существующего строя с целью введения новых порядков, стали называть Р. не только применительно к современности, но и к историч. прошлому (так, события сер. 17 в. в Англии, именовавшиеся прежде гражданскими войнами, тоже стали называть Р.).
Проблема Р. и её места в истории – одна из наиболее сложных и дискуссионных в науке. Хотя термин «Р.» формально применим к событиям любых историч. эпох, историки обычно ограничивают его использование материалом Новой и Новейшей истории. Попытки говорить о Р. в античности (начиная с трудов 1920–30-х гг. А. И. Тюменева) не получили значит. поддержки в науч. сообществе, поскольку ассоциировались с концепцией т. н. Р. рабов – идеи, порождённой спорным толкованием теории смены общественно-экономич. формаций. Как правило, массовые движения в традиц. аграрном обществе, направленные против власти, называют восстаниями, нар. движениями, гражданскими или крестьянскими войнами.
Сложную исследовательскую задачу представляет собой проблема типологизации революций. Принято различать социальные и политич. Р. Социальные Р. ведут к радикальному изменению общественно-экономич. строя. Как правило, в них участвуют большие массы людей, и они нацелены на устранение вековых препятствий на пути развития общества. Классич. примеры такого рода Р. – часто называемые великими Английская революция 17 в. и Французская революция 18 в. Традиционно в зап. историографии они связывались с разрушением «старого порядка» и утверждением основ гражданского общества, в марксистской – с заменой феод. строя буржуазным. Социальная Р. включает в себя политич. Р., поскольку центр. вопросом любой Р. остаётся вопрос о власти. Напротив, политич. Р. может и не являться социальной в полном смысле слова, хотя социальный момент в ней почти всегда присутствует и играет немаловажную роль. Примером такой Р. может служить Р. 1868–74 в Испании или Р. 1870 во Франции, направленные на насильств. устранение правительства без разрушения социально-экономич. основ страны. Такие Р. либо переходят в русло социальных и политич. реформ, либо вырастают до уровня социальных Р., как это произошло во Франции, где особые историч. обстоятельства, сложившиеся после Р. 1870, вызвали к жизни социальную Р., каковой оказалась Парижская коммуна 1871, которая хотя и имела локальный характер, но содержала в себе принципиально новое качество – власть, выступавшую от имени трудящихся. Идеология революций в раннее Новое время в Европе, а во 2-й пол. 20 – нач. 21 вв. и на Востоке часто имеет выраженную конфессиональную окраску, затемняющую их социальное содержание или скрытые политич. цели (Английская революция 17 в. или Исламская революция в Иране 1979). Дополнит. сложность в изучении Р. представляет внешнеполитич. фон, который оказывает влияние как на возникновение, так и на ход и результаты Р. – смысл «цветных революций» в странах Вост. Европы и республиках быв. СССР в кон. 20 – нач. 21 вв. невозможно раскрыть без учёта расстановки глобальных сил, действующих на мировой арене.
В отеч. историографии Р. обычно классифицируют по движущим силам, задачам и целям. В соответствии с этим выделяют буржуазные, пролетарские, нар., буржуазно-демократич. Р. Особый тип Р. представляют собой нац.-освободит. Р., которые могут выступать и как социальные Р. (напр., Народно-освободительная война в Китае 1946–49), и как Р. по преимуществу политические, мало что меняющие в системе экономич. отношений, хотя и создающие новые возможности для развития (к примеру, Война за независимость в Северной Америке 1775–83). Особую сложность представляют в этом смысле и крестьянские войны, имеющие признаки Р., но часто преследующие цели не модернизации, а консервации архаич. структур и институтов.
Непростую теоретич. задачу представляет собой разграничение понятий «политич. революция» и «гос. переворот». В зап. политологич. и историч. лит-ре обычно не делается строгих различий между ними. К примеру, в зап. историч. латиноамериканистике Р. называется и приход к власти правительства Нар. единства во главе с С. Альенде Госсенсом, и его свержение заговорщиками-генералами во главе с А. Пиночетом Угарте. Широко бытуют такие термины, как «нацистская революция» в Германии или «фашистская революция Муссолини» в Италии. В отеч. историографии сложилась традиция называть Р. массовые выступления, сопровождающиеся открытым столкновением политич. и социальных сил, а под переворотами разуметь переход власти от одной общественно-политич. группы к другой без заметного участия масс. Грань здесь действительно зыбкая. Р. может начаться с переворота в столице, быстрого и почти безболезненного устранения прежней власти, но затем действие его углубляется и расширяется, втягивая в себя огромные массы людей и превращаясь собственно в Р. Именно так развивалась Октябрьская революция 1917 в России. С др. стороны, нередко случается, что массовое протестное движение, принимающее формы Р., сводится к гос. перевороту (так, широкое движение против плутократии и коррупции на Украине обернулось гос. переворотом в февр. 2014 и переходом верховной власти от одной олигархич. группы к другой).
Р. – это не просто крайняя форма волеизъявления радикальной оппозиции в отношении существующего строя. Она является результатом взаимодействия противоположностей – сил Р. и контрреволюции: от того, насколько непримиримы стороны конфликта, насколько откликаются на их призывы массы, зависят ход, формы и итоги революции. Р. с участием огромных масс при крайнем ожесточении сторон принимают обличие гражданских войн (Гражданская война в США 1861–65, Испанская революция 1931–39, Гражданская война в Греции 1946–49 и др.). Существуют разл. версии определения места Р. в историч. процессе, диктуемые мировоззрением историка, его филос. взглядами, особенностями аксиологич. подходов. Одни историки видят в ней фактор историч. прогресса, другие подчёркивают разрушит. характер Р., требующей немалых жертв, третьи вообще рассматривают её только как проявление девиантного поведения части общества. Историки-неокантианцы, опирающиеся на философию Г. Риккерта, рассматривают каждую Р. как отд. казус, не связанный с др. подобными явлениями. Не признают закономерностей в возникновении Р., рассматриваемой ими как продукт столкновения идей (часто эфемерных), историки-«ревизионисты» Франции во главе с Ф. Фюре. Настаивают на признании Р. закономерным и необходимым элементом историч. процесса историки-марксисты, внёсшие значит. вклад в изучение истории и теории революций. Подходя к проблеме с позиций теории смены общественно-экономич. формаций, они разделяют все Р. на межформационные, т. е. те, которые обозначают переход к новой формации, и внутриформационные, т. е. те, которые происходят в рамках формации, приводя надстроечные политич. институты в соответствие с уже существующим экономич. базисом. Некоторое сходство с таким прочтением движения истории представляет собой широко распространённая концепция «Атлантической революции» франц. историка Ж. Годшо и амер. историка Р. Палмера, которые, как и историки-марксисты, оперируют понятием «революц. эпоха», но вкладывают в него иное содержание: для них весь период с кон. 18 в. до 2-й пол. 19 в. означает утверждение через череду Р. либеральных и демократич. принципов, провозглашённых во время Войны за независимость в Сев. Америке и Французской революции 18 в.
Особо сложными и дискуссионными проблемами истории и теории Р. представляются: соотношение Р. и реформы, фазы Р. и её движение «по восходящей» или «нисходящей» траектории, завершение Р. (в т. ч. проблема «термидора»), «революции сверху» и др.
Нередко также встречаются термины и понятия, включающие в себя слово «Р.» («промышленная революция», «революция цен», «неолитическая революция», «научно-техническая революция», «научная революция 16–17 веков» и т. д.), которые в строгом смысле Р. не являются, но означают возникновение нового качества в развитии того или иного явления.