СОКРАТИ́ЧЕСКИЕ ШКО́ЛЫ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СОКРАТИ́ЧЕСКИЕ ШКО́ЛЫ (греч. Σωϰρατιϰοί), др.-греч. филос. школы, основанные после смерти Сократа в 399 до н. э. некоторыми из его учеников и последователей. Несмотря на разногласия по важным теоретич. вопросам (таким, как природа добра), для большинства С. ш. характерно выдвижение на первый план этики добродетели с воспитательными и/или психотерапевтич. задачами, ключевыми понятиями которой выступают добро (то агатон), добродетель (аретэ), счастье (эвдаймония), практич. мудрость (фронесис), самоконтроль или целомудрие (софросюнэ), проблемы моральной психологии (взаимоотношение разума и эмоций), анализ и обуздание «страстей» и т. д. Многие представители С. ш. излагали свои взгляды в «сократич. диалогах» (см. в ст. Сократ). Помимо ранних (сократич.) диалогов самого знаменитого ученика Сократа – Платона, к С. ш. в узком смысле относятся 1) киники (Антисфен из Афин, Диоген Синопский и др.), 2) мегарская школа (Евклид из Мегары), 3) элидо-эретрийская школа (Федон из Элиды и Менедем из Эретрии), 4) киренская школа (Аристипп). Следует различать С. ш. в узком смысле и более широкий круг друзей и учеников Сократа, не все из которых основали свои школы и оставили учеников: среди них – Ксенофонт, Эсхин Сократик. До нас дошли «сократич. диалоги» только Платона и Ксенофонта, от других остались лишь незначит. фрагменты в виде цитат у позднейших писателей. Они собраны в издании: Socratis et Socraticorum reliquiae / Ed. G. Giannantoni. Naples, 1990. Vol. 1–4.
Хотя формально стоицизм не относится к С. ш., стоич. этика по духу и фундам. идеям является более «сократической», чем этика таких, напр., представителей С. ш., как Аристипп или Евклид из Мегары.