Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭЛИ́ДО-ЭРЕТРИ́ЙСКАЯ ШКО́ЛА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 349

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Лебедев

ЭЛИ́ДО-ЭРЕТРИ́ЙСКАЯ ШКО́ЛА (4 – нач. 3 вв. до н. э.), од­на из со­кра­ти­че­ских школ в др.-греч. фи­ло­со­фии. Элид­скую шко­лу ос­но­вал лю­би­мый уче­ник Со­кра­та Фе­дон из Эли­ды (зап. Пе­ло­пон­нес), име­нем ко­то­ро­го на­зван диа­лог Пла­то­на, по­свя­щён­ный бе­се­дам Со­кра­та с уче­ни­ка­ми в тюрь­ме в по­след­ние ча­сы пе­ред каз­нью. Со­кра­тич. диа­ло­ги Фе­до­на не со­хра­ни­лись (те­мой диа­ло­га «Зо­пир» бы­ла связь нравств. ха­рак­те­ра че­ло­ве­ка с его фи­зи­о­г­но­мич. порт­ре­том). Ме­не­дем из Эрет­рии и Аск­ле­пи­ад, учив­шие­ся у уче­ни­ков Фе­до­на Ан­хи­пи­ла и Мос­ха, а так­же у ме­гар­ско­го диа­лек­ти­ка Стил­по­на, пе­ре­не­сли шко­лу Фе­до­на из Эли­ды в Эрет­рию, от­сю­да её двой­ное на­зва­ние. Со­глас­но Дио­ге­ну Ла­эр­тию, в ло­ги­ке Ме­не­дем до­пус­кал ис­тин­ность толь­ко про­стых ут­вер­ди­тель­ных су­ж­де­ний, но от­вер­гал слож­ные и от­ри­ца­тель­ные (по­сколь­ку нель­зя ут­вер­ждать то, че­го нет). В эти­ке Ме­не­дем сле­до­вал со­кра­тов­ской тра­ди­ции ото­жде­ст­в­ления доб­ро­де­те­ли и зна­ния, его гл. те­зис, соглас­но Ци­це­ро­ну («Уче­ния ака­де­ми­ков», 2, 129): «Вся­кое доб­ро за­клю­ча­ет­ся в ра­зу­ме и по­ни­ма­нии, ко­то­рым рас­по­зна­ёт­ся ис­ти­на».

Ис­точн.: Дио­ген Ла­эрт­ский. О жиз­ни, уче­ни­ях и из­ре­че­ни­ях зна­ме­ни­тых фи­ло­со­фов / Пер. и прим. М. Л. Гас­па­ро­ва. М., 1979; Gian­nantoni G. Socratis et Socraticorum reliquiae. Napoli, 1990. Vol. 1–4.

Лит.: Vander Waerdt P. A. The Socratic mo­vement. Ithaca, 1990; Dherbey R., Gourinat J.-B. Socrate et les Socratiques. P., 2001; Zilioli U. From the Socratics to the Socratic schools: Classical ethics, metaphysics, and epistemology. N. Y., 2015.

Вернуться к началу