ДИОГЕ́Н СИНО́ПСКИЙ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДИОГЕ́Н СИНО́ПСКИЙ (Διογενης ό Σινωπευς ) (ок. 404 до н. э. – ок. 324 до н. э.), др.-греч. философ-моралист, представитель школы киников. Ученик сократика Антисфена, прозванный Платоном «Сократом, сошедшим с ума» за радикализм своего этич. учения и эксцентричность поведения. Изгнанный из Синопы как фальшивомонетчик, Д. С. поселился в Афинах, где и протекала его деятельность по «перечеканке» общепризнанных ценностей. По преданию, Д. С. на старости лет был продан пиратами в рабство на Крите, где его купил богатый коринфянин Ксениад; Д. С. затем воспитывал его детей в духе кинич. суровой простоты.
Осн. источник сведений о Д. С. – VI книга Диогена Лаэртия. Приписывавшиеся Д. С. сочинения до нас не дошли; подлинность их оспаривалась уже в древности, хотя стоики признавали Д. С. автором «Государства» – пародии на одноим. диалог Платона. Более органичной формой для выражения кинич. мудрости были назидательное изречение или анекдот (хрия), передававшиеся затем из уст в уста.
Понимая этику как «искусство» (технэ) жизни, Д. С. вслед за Антисфеном развил аскетич. технику для достижения самодостаточности (автаркия) и искоренения страстей (апатия). Осн. принцип этики Д. С. – предпочтение «разума» (понимаемого как согласие с «природой») общепринятым «условностям». Претворяя этот принцип на практике, Д. С. отказался от всех излишеств цивилизации: жил в бочке (пифосе) как собака (отсюда прозвище Собака – греч. ϰύων , давшее назв. школе киников), питался сушёными фигами и водой, носил всё своё имущество в «котомке», игнорировал общепринятые приличия и «изобличал» всех и вся (сократич. «эленхос») в глупости и невежестве; теоретич. философию Платона и Аристотеля считал бесполезным умствованием. Д. С. не только стал моральным образцом для последующих киников, но и оказал значит. влияние на стоич. этику и политику («Государство» Зенона из Кития), а также предвосхитил, с одной стороны, монашескую аскезу, а с другой – «антибуржуазные» течения 2-й пол. 20 в.