Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КСЕНОФО́НТ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 184

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Стрелков

КСЕНОФО́НТ (Ξενοφῶν) (ок. 445 или ок. 430 до н. э., Афи­ны – ок. 355 до н. э., Ко­ринф), др.-греч. пи­са­тель и ис­то­рик. При­над­ле­жал к афин­ской ари­сто­кра­тии, сын Грил­ла. Со­глас­но ан­тич­ной тра­ди­ции, в 424 в сра­же­нии при Де­лии (во вре­мя Пе­лопон­нес­ской вой­ны) был спа­сён Со­кра­том, уче­ни­ком ко­то­ро­го стал. По­сле по­ра­же­ния в Пе­ло­пон­нес­ской вой­не в 404 в Афи­нах с по­мо­щью Спар­ты был ус­танов­лен оли­гар­хич. ре­жим «Три­дца­ти ти­ра­нов»; воз­мож­но, в этот пе­ри­од К. сим­па­ти­зи­ро­вал Фе­ра­ме­ну, во­ж­дю уме­рен­но­го кры­ла по­ли­тич. ру­ко­во­дства. Вско­ре по­сле свер­же­ния ре­жи­ма «Три­дца­ти ти­ра­нов» и вос­ста­нов­ле­ния в Афи­нах де­мо­кра­тии К. ле­том 401 на­все­гда по­ки­нул ро­ди­ну и примк­нул к ар­мии перс. ца­ре­ви­ча Ки­ра Млад­ше­го, ко­то­рый со­би­рал­ся ото­брать цар­скую власть у сво­его бра­та Ар­так­сер­кса II (см. в ст. Ар­так­серкс). По­сле ги­бе­ли Ки­ра в сра­жении при Ку­нак­се (к се­ве­ро-вос­то­ку от Ва­ви­ло­на) и ве­ро­лом­но­го убий­ст­ва ко­ман­ди­ров греч. на­ём­ни­ков гре­ки вы­бра­ли но­вых стра­те­гов, од­ним из ко­то­рых стал К., и на­ча­ли от­сту­п­ле­ние к юж. по­бе­режью Чёр­но­го мо­ря. Со­бы­тия это­го по­хо­да спус­тя го­ды опи­са­ны К. в его про­из­ве­де­нии «Ана­ба­сис». В кон. 400 ос­тав­шие­ся в жи­вых на­ём­ни­ки (уце­ле­ла при­бли­зи­тель­но по­ло­ви­на из 13 тыс. чел.) до­б­ра­лись до рай­она про­ли­вов. Здесь К. со свои­ми то­ва­ри­ща­ми сна­ча­ла по­сту­пил на служ­бу к фра­кий­ско­му ца­рю Сев­фу, а за­тем при­сое­ди­нил­ся к спар­тан­ским вой­скам под рук. пол­ко­вод­ца Фиб­ро­на, ко­то­рые ве­ли в Ма­лой Азии бое­вые дей­ст­вия про­тив Пер­сии. В 396 спар­тан­ские вой­ска воз­гла­вил царь Аге­си­лай II, дру­гом ко­то­ро­го К. стал на дол­гие го­ды. По­сле на­ча­ла Ко­ринф­ской вой­ны (395–387 до н. э.) спар­тан­цы бы­ли вы­ну­ж­де­ны пе­ре­бро­сить ар­мию Аге­си­лая II из Ма­лой Азии в Гре­цию. К. в со­ста­ве спар­тан­ской ар­мии уча­ст­во­вал в бит­ве при Ко­ро­нее (394), в ко­то­рой сре­ди про­тив­ни­ков Спар­ты бы­ли и афи­ня­не. Был ли­шён афин­ско­го гра­ж­дан­ст­ва. По­сле окон­ча­ния вой­ны К. по­лу­чил от спар­тан­цев не­боль­шое по­ме­стье в мес­теч­ке Скил­лунт, не­да­ле­ко от Олим­пии, где он вме­сте со сво­ей же­ной Фи­ле­си­ей и дву­мя сы­новь­я­ми, Грил­лом и Дио­до­ром, вёл жизнь ра­чи­тель­но­го хо­зяи­на. К. на­чал за­ни­мать­ся лит. дея­тель­но­стью. По­сле по­ра­же­ния спар­тан­цев при Лев­к­трах в 371 ему при­шлось по­ки­нуть своё по­ме­стье в Скил­лун­те и пе­ре­се­лить­ся в Ко­ринф. Сбли­же­ние Спар­ты и Афин вви­ду фи­ван­ской уг­ро­зы при­ве­ло к воз­вра­ще­нию К. прав афин­ско­го гра­ж­да­ни­на, но на ро­ди­ну он так и не вер­нул­ся. Ве­ро­ят­нее все­го, умер в Ко­рин­фе, од­на­ко во вре­ме­на Рим. им­пе­рии счи­та­лось, что мо­ги­ла К. на­хо­дит­ся в Скил­лун­те, не­да­ле­ко от хра­ма Ар­те­ми­ды Эфес­ской, им по­стро­ен­но­го.

Про­из­ве­де­ния К. в эпо­ху ан­тич­но­сти поль­зо­ва­лись боль­шой по­пу­ляр­но­стью бла­го­да­ря ди­на­мич­но­му из­ло­же­нию со­бы­тий, проф. зна­нию во­ен. реа­лий, про­сто­му, но внут­рен­не бо­га­то­му язы­ку, ко­то­рый счи­тал­ся об­раз­цом ат­ти­че­ской ре­чи. К ис­то­рич. про­из­ве­де­ни­ям от­но­сит­ся «Гре­че­ская ис­то­рия» (в 7 кни­гах), в ко­то­рой К. про­дол­жил из­ло­же­ние со­бы­тий Пе­ло­пон­нес­ской вой­ны с то­го мес­та, где пре­рвал­ся труд Фу­ки­ди­да (411 до н. э.), и до­вёл свой рас­сказ до бит­вы при Ман­ти­нее (362 до н. э.). Это про­изве­де­ние име­ет яр­ко вы­ра­жен­ный ла­ко­но­филь­ский ук­лон, по­сколь­ку К. гл. ста­би­ли­зи­рую­щим фак­то­ром греч. жиз­ни счи­тал Спар­ту, а её об­ществ. строй – наи­луч­шим. В сво­ём тру­де К. не ис­ка­жал дейст­ви­тель­ность, но по­сле­до­ва­тель­но при­ме­нял ме­тод за­мал­чи­ва­ния тех со­бы­тий, ко­то­рые не со­от­вет­ст­во­ва­ли его осн. идее. Идеа­ли­за­ция гос. уст­рой­ст­ва Спар­ты на­шла своё от­ра­же­ние в трак­та­те «Ла­ке­де­мон­ская по­ли­тия». В па­мять о сво­ём учи­те­ле К. соз­дал це­лый цикл Со­кра­тиче­ских со­чи­не­ний («Вос­по­ми­на­ния о Со­кра­те», «За­щи­та Со­кра­та на су­де», «Пир», «Эко­но­мик»). К. стре­мил­ся по­ка­зать аб­сурд­ность об­ви­не­ния Со­кра­та в не­по­чи­та­нии бо­гов и раз­вра­ще­нии мо­ло­дё­жи. Он соз­дал убе­ди­тель­ный об­раз афин­ско­го гра­ж­да­ни­на, по­свя­тив­ше­го свою жизнь нрав­ст­вен­но­му со­вер­шен­ст­во­ва­нию лич­но­сти. На­ря­ду с со­чи­не­ния­ми Пла­то­на эти тру­ды К. яв­ля­ют­ся гл. ис­точ­ни­ка­ми для ре­кон­ст­рук­ции уче­ния Со­кра­та. Счи­та­ет­ся, что в трак­та­те «Эко­но­мик», где в ка­че­ст­ве дей­ст­вую­ще­го ли­ца так­же вы­сту­па­ет Со­крат, К. обоб­щил свой собств. опыт ру­ко­во­дства по­ме­сть­ем. По­след­ний трак­тат «О до­хо­дах» по­свя­щён уже не ча­ст­но­му, а гос. хо­зяй­ст­ву. В этой ра­бо­те впер­вые рас­смат­ри­ва­лись во­про­сы эко­но­мич. по­ли­ти­ки го­су­дар­ст­ва. К. пред­ло­жил Афи­нам ряд спо­со­бов уве­ли­чить по­сту­п­ле­ния де­нег в каз­ну, при­чём са­мым эффек­тив­ным из них он счи­тал ми­ро­лю­би­вую по­ли­ти­ку го­су­дар­ст­ва. До­шли до нас и его не­боль­шие ра­бо­ты, ка­саю­щие­ся кон­крет­ных во­про­сов: «О на­чаль­ни­ке кон­ни­цы», «О вер­хо­вой ез­де», «О псо­вой охо­те».

Глав­ной те­мой про­из­ве­де­ний К. ос­та­вал­ся во­прос ис­то­рич. судь­бы Гре­ции. По­сле по­те­ри Спар­той её ли­ди­рую­ще­го по­ло­же­ния К., опи­ра­ясь на свой опыт вое­на­чаль­ни­ка, всё боль­ше воз­ла­гал на­де­ж­ды не на ка­кое-то греч. го­су­дар­ст­во, а на силь­ную лич­ность. Про­бле­ме та­кой лич­но­сти бы­ли по­свя­ще­ны его эн­ко­мий (по­хваль­ное сло­во) «Аге­си­лай», диа­лог «Гие­рон» (бе­се­да си­ра­куз­ско­го ти­ра­на Гие­ро­на с по­этом Си­мо­ни­дом о при­ро­де еди­но­лич­ной вла­сти), ис­то­ри­ко-фи­лос. ро­ман «Ки­ро­пе­дия» (о соз­да­те­ле перс. дер­жа­вы Ки­ре II Ве­ли­ком). Для К. вла­сти­тель, ко­то­рый по­лу­чил со­от­вет­ст­вую­щее вос­пи­та­ние, ок­ру­жён луч­ши­ми людь­ми, опи­ра­ет­ся на силь­ную ар­мию и ру­ко­во­дству­ет­ся в сво­их дей­ст­ви­ях бла­гом го­су­дар­ст­ва, – лич­ность, спо­соб­ная ис­пра­вить су­ще­ст­вую­щее по­ло­же­ние в Гре­ции. Т. о., твор­че­ст­во К. пред­вос­хи­ти­ло мн. идеи, при­су­щие гря­ду­щей эпо­хе эл­ли­низ­ма.

Соч.: О до­хо­дах / Пер. Э. Д. Фро­ло­ва // Хре­сто­ма­тия по ис­то­рии Древ­ней Гре­ции / Под ред. Д. П. Кал­ли­сто­ва. М., 1964; [Works]. Camb. (Mass.); L., 1980–1986. Vol. 1–7; Ки­ро­пе­дия / Пер. В. Г. Бо­ру­хо­ви­ча, Э. Д. Фро­ло­ва. М., 1993; Со­кра­ти­че­ские со­чи­не­ния / Пер. С. И. Со­бо­лев­ско­го. СПб., 1993; Ана­ба­сис / Пер. М. И. Мак­си­мо­вой; Под ред. И. И. Тол­сто­го. М., 1994; Гре­че­ская ис­то­рия / Пер. С. Я. Лу­рье. СПб., 2000.

Лит.: Delebecque E. Essai sur la vie de Xé­nophon. P., 1957; Фро­лов Э. Д. Жизнь и дея­тель­ность Ксе­но­фон­та // Уче­ные за­пис­ки Ле­нин­град­ско­го гос. уни­вер­си­те­та. 1958. № 251. Сер. ис­то­ри­че­ских на­ук. Вып. 28; он же. Фа­кел Про­ме­тея. Очер­ки ан­тич­ной об­ще­ст­вен­ной мыс­ли. 3-е изд. СПб., 2004; Higgins WE. Xe­no­phon the Athenian. Albany, 1977; Dil­lery J. Xenophon and the history of his times. L.; N. Y., 1995; Anderson J. K. Xenophon. Bristol, 2001.

Вернуться к началу