БХА́СКАРА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БХА́СКАРА, инд. философ 8 в., представитель школы веданта, сторонник доктрины бхеда-абхеда (тождества-и-различия). Осн. произведение – Комментарий на «Брахма-сутры» – явилось одним из первых полемич. выступлений против адвайта-веданты Шанкары и во многом предвосхитило критич. аргументацию вишнуитского направления веданты (Рамануджа, Валлабха, Мадхва и др.). Согласно Б., Брахман, составляющий «материальную» и «действующую» причину мира, реально развёртывается в мир и индивидуальные души благодаря своим внутр. потенциям (шакти), однако его сущность остаётся трансцендентной миру и не затронутой изменениями. Брахман «лишён формы», вечен, всеведущ и всемогущ, индивидуальная душа по своей сущности тождественна ему, но при этом, в отличие от адвайты, она рассматривается лишь как его часть, считается действующим и познающим субъектом и атомарной по размеру. Перерождения и связанные с этим страдания обусловлены неведением (авидья) – заблуждением самой души. Б. активно выступал против отождествления авидьи с майей, считая концепцию майи у Шанкары близкой по духу буддийским воззрениям. В системе Б. различаются два вида знания: «джняна» – объектное знание, возникающее в результате активности органов чувств, и «чайтанья» – вечное самосознание, направленное на Атмана. По Б., для достижения освобождения, т. е. реализации тождества души с Брахманом, необходима страстная привязанность (рага) души к Богу, находящая выражение в ритуальном почитании и преданности (бхакти), причём, в отличие от позднейших ведантистов вишнуитского направления, Б. трактует бхакти не как любовь, но как постоянную медитацию (дхьяна) о трансцендентной сущности Брахмана. Считая ведийские предписания обязательными для человека, Б. выступал против представления Шанкары о том, что они составляют лишь одно из предварительных условий освобождения, а также против концепции «освобождения при жизни» (дживанмукти).