МА́ДХВА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́ДХВА (13–14 вв.), инд. философ, основатель двайта-веданты. М. приписывается ок. 40 сочинений, из них аутентичными считаются комментарии к «Брахма-сутрам» («Сутрабхашья»), к «Махабхарате» в целом и отдельно к «Бхагавадгите», к 10 Упанишадам и ряд религ.-филос. трактатов. В противоположность адвайта-веданте Шанкары, трактовавшей любые типы отношений как иллюзорные, М. строит свою онтологию на реальности пяти видов отношений: 1) между Божеством и индивидуальными душами-дживами; 2) между Божеством и материей (джада); 3) между душами и материей; 4) между отд. душами; 5) между отд. фракциями материи. При этом Божество мыслится как независимая сущность (сватантра), а души и мир – как зависимые от него (паратантра). Плюралистич. концепция универсума М. включает заимствования из онтологии вайшешики и санкхьи. При всём отличии от Божества душа является, однако, его отражением. Сознательные души распределяются на три класса: вечно свободные, освобождающие себя от сансары (боги, люди, риши и предки) и «связанные» (баддха), при этом среди последних также различаются способные быть избранными для «освобождения» и обречённые пребывать в адах (прежде всего демоны и последователи Шанкары). В основе этих фаталистич. мотивов лежит представление М. о полной ответственности Божества за всё, что происходит с душами.