ВАЛЛА́БХА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВАЛЛА́БХА (1479–1531), инд. философ, создатель течения вишуддха-адвайта («чистая недвойственность») в рамках вишнуитского направления веданты. Осн. труды: комментарии к «Брахма-сутрам», «Субодхини» (комментарии к «Бхагавата-пуране») и трактат «Таттва-дипика» (с собств. комментарием «Пракаша»). Из 10 видов познания, признаваемых В., – 5 вечных и 5 временных. Вечные – это божеств. природа, достижимая душой в освобождении, проявление божеств. качеств в мире, Бога – в Ведах, Бога – в вербальном знании самого Кришны и Бога – в истинных вербальных суждениях отдельной души. Временные – одно непосредственное (чувственное восприятие) и четыре «опосредованных» (интеллектуальных видов познания).
Хотя Брахман, по В., имеет множество качеств и форм проявления, он не связан ими, поскольку само их существование зависит от его соизволения. Поэтому он чист, «лишён формы» (нишпрапанча); вместе с тем из милосердия к живущим он проявляет себя как Кришна. Единств. способ освобождения от сансары – это бхакти, или любовь к Богу. Сам человек не властен над ней, поскольку семя этой любви уже заложено в нём Кришной, предопределена даже степень её проявления. Поэтому всепоглощающая страсть (вьясана), ведущая к единству с Кришной в небесном мире, сама по себе никак не зависит от усилий адепта и может лишь внезапно раскрыться в нём как высший «дар» (прасада) самого Бога.