Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАКЭМИ́ЦУ ТОРУ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Стеклова

ТАКЭМИ́ЦУ То­ру (8.10.1930, То­кио – 20.2.1996, там же), японский ком­по­зи­тор и музыкальный пи­са­тель. Ав­то­ди­дакт. В 1948 примк­нул к поч­вен­нической груп­пе «Но­вая ком­по­зи­ция». В 1951 стал од­ним из ос­но­ва­те­лей ху­дожественного объ­е­ди­не­ния «Экс­пе­ри­мен­таль­ная мас­тер­ская», об­ра­тил­ся к кон­крет­ной му­зы­ке («Ста­ти­че­ский рель­еф», 1955). В 1956 де­бю­ти­ро­вал в ки­но [му­зы­ка к филь­мам (все­го свыше 90) Х. Тэ­си­га­ха­ры, А. Ку­ро­са­вы, Н. Оси­мы и др.]. Ме­ж­ду­народной из­вест­нос­ти Т. спо­соб­ст­во­вал И. Ф. Стра­вин­ский, ко­то­рый вы­соко оце­ни­вал его «Ре­к­ви­ем для струн­ных» (1957; пер­вое ис­пол­не­ние за гра­ни­цей – 1963, США). С конца 1950-х гг. экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал с се­рий­ной тех­ни­кой. Со­чи­не­ния 1960-х гг. – эк­лек­тич­ные «ком­пен­дии» современных ком­по­зи­тор­ских тех­ник (алеа­то­ри­ка, се­риа­лизм, от­кры­тая фор­ма и др.) всё воз­рас­таю­щей слож­но­сти. Раз­ра­ба­ты­вал идею мно­го­слой­но­го на­ло­же­ния раз­но­род­но­го мо­даль­но­го ма­те­риа­ла вплоть до аб­со­лют­ной хро­ма­ти­ки (ге­ми­то­ни­ки). Сфор­му­ли­ро­вал род­ст­вен­ную мо­мент-фор­ме К. Шток­хау­зе­на мо­дель со­чи­не­ния как де­цен­тра­ли­зо­ван­но­го «япон­ско­го са­да», где со­лист/слу­ша­тель пе­ре­ме­ща­ет­ся по им­ма­нент­но раз­ви­ваю­щим­ся музыкальным объ­ек­там с по­сто­ян­но ме­няю­щей­ся «точ­кой зре­ния» на них (цикл со­чи­не­ний для фортепиано с ор­ке­ст­ром «Ду­га», за­вер­шён в 1976). Позд­нее мо­дель из­ме­ни­лась, «сад» стал трак­то­вать­ся как «сад кам­ней» с фик­са­ци­ей музыкальных объ­ек­тов («Fantasma / Cantos» для клар­не­та с ор­ке­ст­ром, 1991). С 1964 ак­тив­но пи­сал о му­зы­ке (собрание сочинений из­да­но в 5 томах на японском языке, 2000). Литературные со­чи­не­ния пред­став­ля­ют со­бой не столь­ко му­зы­ко­ведческие тру­ды, сколь­ко эс­се – вдох­нов­лён­ные сюр­реа­ли­стической по­эти­кой С. Та­ки­гу­ти раз­мыш­ле­ния над про­цес­сом соб­ст­вен­но­го ху­дожественного твор­че­ст­ва. Под влия­ни­ем Дж. Кей­джа пе­ре­ос­мыс­лил тра­диционное от­но­ше­ние к японской музыкальной эс­те­ти­ке: сна­ча­ла че­рез ис­поль­зо­ва­ние ин­ст­ру­мен­тов («Но­ябрь­ские сту­пе­ни» для би­вы, ся­ку­ха­ти и ор­ке­ст­ра, 1967), за­тем че­рез ин­те­рио­ри­за­цию фун­даментальных ка­те­го­рий «ма» и «са­ва­ри» («Са­до­вый дождь» для мед­ных ду­хо­вых, 1974). Сочинение «Пти­цы опус­ка­ют­ся на звез­до­вид­ный сад» (1977) на­чи­на­ет но­вый творческий пе­ри­од, ха­рак­те­ри­зую­щий­ся уп­ро­ще­ни­ем язы­ка, эле­мен­та­ми по­стмо­дер­ни­ст­ской по­эти­ки и при­вер­жен­но­стью буд­дий­ской док­три­не бес­пре­пят­ст­вен­но­го взаи­мо­про­ник­но­ве­ния ве­щей («Во­ды сно­ви­де­ния» для флей­ты с ор­ке­ст­ром, 1987; «Ге­неа­ло­ги­че­ское дре­во» для чте­ца с ор­ке­ст­ром, 1992).

Лит.: Siddons J. T. Takemitsu: a bio-biblio­graphy. Westport, 2001; Burt P. The music of T. Takemitsu. Camb., 2001.

Вернуться к началу