ТАКЭМИ́ЦУ ТОРУ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТАКЭМИ́ЦУ Тору (8.10.1930, Токио – 20.2.1996, там же), японский композитор и музыкальный писатель. Автодидакт. В 1948 примкнул к почвеннической группе «Новая композиция». В 1951 стал одним из основателей художественного объединения «Экспериментальная мастерская», обратился к конкретной музыке («Статический рельеф», 1955). В 1956 дебютировал в кино [музыка к фильмам (всего свыше 90) Х. Тэсигахары, А. Куросавы, Н. Осимы и др.]. Международной известности Т. способствовал И. Ф. Стравинский, который высоко оценивал его «Реквием для струнных» (1957; первое исполнение за границей – 1963, США). С конца 1950-х гг. экспериментировал с серийной техникой. Сочинения 1960-х гг. – эклектичные «компендии» современных композиторских техник (алеаторика, сериализм, открытая форма и др.) всё возрастающей сложности. Разрабатывал идею многослойного наложения разнородного модального материала вплоть до абсолютной хроматики (гемитоники). Сформулировал родственную момент-форме К. Штокхаузена модель сочинения как децентрализованного «японского сада», где солист/слушатель перемещается по имманентно развивающимся музыкальным объектам с постоянно меняющейся «точкой зрения» на них (цикл сочинений для фортепиано с оркестром «Дуга», завершён в 1976). Позднее модель изменилась, «сад» стал трактоваться как «сад камней» с фиксацией музыкальных объектов («Fantasma / Cantos» для кларнета с оркестром, 1991). С 1964 активно писал о музыке (собрание сочинений издано в 5 томах на японском языке, 2000). Литературные сочинения представляют собой не столько музыковедческие труды, сколько эссе – вдохновлённые сюрреалистической поэтикой С. Такигути размышления над процессом собственного художественного творчества. Под влиянием Дж. Кейджа переосмыслил традиционное отношение к японской музыкальной эстетике: сначала через использование инструментов («Ноябрьские ступени» для бивы, сякухати и оркестра, 1967), затем через интериоризацию фундаментальных категорий «ма» и «савари» («Садовый дождь» для медных духовых, 1974). Сочинение «Птицы опускаются на звездовидный сад» (1977) начинает новый творческий период, характеризующийся упрощением языка, элементами постмодернистской поэтики и приверженностью буддийской доктрине беспрепятственного взаимопроникновения вещей («Воды сновидения» для флейты с оркестром, 1987; «Генеалогическое древо» для чтеца с оркестром, 1992).