Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИНТАБУЛЯ́ЦИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ИНТАБУЛЯ́ЦИЯ (ср-век. лат. intabulatio; итал. intavolatura), переложение для многоголосного инструмента (лютни, органа, виуэлы и др.) музыкального произведения, изначально рассчитанного на ансамблевое (прежде всего вокальное) исполнение. И. были распространены в Западной Европе в 15–17 вв., особенно популярны в 16 – 1-й половине 17 вв. Нотировались схематически в виде табулатуры. Некоторые И. в точности следовали оригиналу, другие  содержали разного рода его модификации – упрощения или, наоборот, усложняющие детали (орнаментику, элементы имитационной полифонии и др.), которые автор И. вносил для украшения.

Среди оригиналов, неоднократно становившихся моделями для И.,  мадригалы «Vestiva i colli» («[Весна] нарядила холмы [и поля]») Дж. П. да Палестрины и «Nasce la pena mia» («Рождается мука моя») А. Стриджо, шансон «Susanne un jour» («Однажды Сусанна», на библейский сюжет из Книги пророка Даниила) О. ди Лассо, баллата «Io mi son giovinetta» («Я  юная девушка») Д. Феррабоско. Разнообразные примеры органной И. (в том числе обработки немецких Lied) содержатся в Буксхаймской органной книге. Франко-фламандские модели (большей частью сочинения Жоскена Депре и Лассо) легли в основу изобретательных органных интабуляций А. де Кабесона (предназначались им для нарядного оформления богослужения; см. Версет). Авторы многочисленных лютневых И. (переложений не только вокальных, но и инструментальных ансамблей) – композиторы 16 в. А. Дж. Терци (Италия) и М. Нойзидлер (Германия).

И., а также описывающие её трактаты Х. Бермудо, В. Галилеи и др. авторов – ценный дидактический материал для интерпретаторов старинной музыки (см. в статье Аутентичное исполнительство), поскольку в них выписаны нормативные импровизируемые мелизмы, а также musica ficta  хроматические альтерации диатонических ступеней звукоряда (в рукописных прототипах И. альтерационная хроматика зачастую не нотируется, а лишь подразумевается).

См. также статьи Аранжировка, Транскрипция.

Впоследствии итальянское слово «intavolatura» означало партитуру.

Лит.: Brown H. M. Embellishment in early sixteenth-century Italian intabulations // Proceedings of the Royal Musical Association 100 (1973–74); Schäfertön R. Chansons für Orgel, Motetten auf der Laute  Intabulierung als Bearbeitung // Musikalische Metamorphosen: Formen und Geschichte der Bearbeitung / hrsg. v. L. Silke. Kassel; Basel, 1992; Court S. Structure, imitation and paraphrase in the ornamentation of Giovanni Antonio Terzi's lute intabulations // Liber amicorum John Steele: A musicological tribute, ed. by W. Drake. Stuyvesant, NY, 1997.

Вернуться к началу