Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МУЗЫКА́ЛЬНАЯ АРХЕОЛО́ГИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 407

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Мешкерис

МУЗЫКА́ЛЬНАЯ АРХЕОЛО́ГИЯ, раз­дел му­зы­ко­ве­де­ния, изу­чаю­щий муз. куль­ту­ру Древ­не­го ми­ра и сред­них ве­ков по па­мят­ни­кам ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры. Тер­мин вве­дён В. Ф. Одо­ев­ским в про­грам­му 1-го ар­хео­ло­гич. съез­да в Мо­ск­ве (1869) при­ме­ни­тель­но к изу­че­нию рус. фольк­лор­ных тра­ди­ций, иск-ва ско­мо­ро­хов и цер­ков­но­го пе­ния до 18 в. Н. Ф. Фин­дей­зен пер­вым в Рос­сии при­влёк к изу­че­нию ис­то­рии му­зы­ки ма­те­риа­лы ар­хео­ло­гии («Очер­ки по ис­то­рии му­зы­ки в Рос­сии», т. 1, 1928) и ор­га­ни­зо­вал Ка­би­нет муз. ар­хео­ло­гии при Пет­рогр. ун-те (1922). В зап. нау­ке на­чаль­ный этап М. а. ох­ва­ты­ва­ет­ся по­ня­ти­ем «срав­ни­тель­ное му­зы­коз­на­ние» (нем. verg­lei­chende Musikwissenschaft). Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков это­го на­прав­ле­ния – Ф. Ж. Фе­тис; дос­ти­же­ния от­ра­же­ны, в ча­ст­но­сти, в муз. эн­цик­ло­пе­дии, ос­но­ван­ной франц. муз. тео­ре­ти­ком А. Ла­винь­я­ком («Encyclopédie de la musique et dictionnaire du Conservatoire», pt. 1: Histoire de la musique, 1913–24). Раз­ви­тию отеч. нау­ки спо­соб­ст­во­ва­ли свя­зи с ев­роп. учё­ны­ми, напр. с Г. Дж. Фар­ме­ром (в 1933 он уча­ст­во­вал в Ме­ж­ду­нар. иран. кон­грес­се в Ле­нин­гра­де); в 1937 в Ле­нин­гра­де из­дан сб. «Му­зы­каль­ная куль­ту­ра древ­не­го ми­ра» (под ред. Р. И. Гру­бе­ра) со стать­я­ми К. За­кса, Г. Абер­та, Ж. Ком­ба­рьё.

Вхо­ж­де­ние тер­ми­на «М. а.» (англ. ar­chaeomusicology) в ме­ж­ду­нар. на­уч. оби­ход в 1940-х гг. [в свя­зи с вы­хо­дом в Нью-Йор­ке кни­ги К. За­кса «Ста­нов­ле­ние му­зы­ки в Древ­нем ми­ре на Вос­то­ке и на За­па­де» («The rise of music in the ancient world, East and West», 1943)] оз­на­ме­но­ва­ло на­ча­ло но­во­го эта­па в раз­ви­тии М. а.: му­зы­ко­ве­да­ми бы­ла осоз­на­на не­об­хо­ди­мость пла­но­мер­но­го ис­сле­до­ва­ния ар­хео­ло­гич. дан­ных. Транс­фор­ма­ция М. а. в 1960-х – нач. 1980-х гг. в меж­дис­ци­п­ли­нар­ную ана­ли­ти­че­ски-по­ис­ко­вую нау­ку (с при­вле­че­ни­ем ме­то­дов и дан­ных эт­но­му­зы­ко­ве­де­ния, ин­ст­ру­мен­то­ве­де­ния, муз. ико­но­гра­фии и па­лео­гра­фии и др.) под­го­тов­ле­на и со­про­вож­да­лась сен­са­ци­он­ны­ми ар­хео­ло­гич. от­кры­тия­ми [древ­ней­шие кос­тя­ные ин­ст­ру­мен­ты из Ме­зи­на, ар­фы и ба­ра­ба­ны па­зы­рык­ской куль­ту­ры, флей­ты из Тиау­а­на­ко, гуд­ки и гус­ли ср.-век. Нов­го­ро­да, при­клад­ное и мо­ну­мен­таль­ное иск-во доа­раб­ской Ср. Азии, на­скаль­ные изо­бра­же­ния Там­га­лы (Ка­зах­стан), Бхим­бет­ки (Ин­дия), Вал­ка­мо­ни­ка, Ме­гид­до, Ча­тал-Хюю­ка, Тас­си­лин-Адд­же­ра]. В се­рии «Му­зы­ка древ­не­го ми­ра» мно­го­том­но­го изд. «Ил­лю­ст­ри­ро­ван­ная ис­то­рия му­зы­ки» («Musikgeschichte in Bil­dern. Bd 2: Musik des Altertums». Hrsg. von W. Bachmann, 1961–87) опуб­ли­ко­ва­ны бо­га­тые ма­те­риа­лы по муз. куль­ту­ре Ме­со­по­та­мии, Егип­та, Гре­ции, Эт­ру­рии, Ри­ма, Ин­дии, Аме­ри­ки, впер­вые дос­тоя­ни­ем ме­ж­ду­нар. об­ще­ст­вен­но­сти ста­ли ма­те­риа­лы Ср. Азии (Lfg 9, 1987; в под­го­тов­ке это­го вы­пус­ка уча­ст­во­ва­ли рос. учё­ные Т. С. Вы­зго и В. А. Меш­ке­рис). Раз­ви­тие М. а. ко­ор­ди­ни­ру­ет­ся Ме­ж­ду­нар. груп­пой ис­сле­до­ва­те­лей муз. ар­хео­ло­гии, соз­дан­ной в 1981 под рук. нем. ис­сле­до­ва­тель­ни­цы Э. Хик­ман (при Ме­ж­ду­нар. со­ве­те тра­диц. му­зы­ки в со­ста­ве Ме­ж­ду­на­род­но­го му­зы­каль­но­го со­ве­та; с 1997 са­мо­сто­ят. ста­тус, ба­зи­ру­ет­ся в Бер­ли­не). Под эги­дой этой ор­га­ни­за­ции с 1984 про­во­дят­ся ме­ж­ду­нар. кон­фе­рен­ции и сим­по­зиу­мы, ма­те­риа­лы ко­то­рых из­да­ны в ря­де сб-ков и в се­рии «Studien zur Musikarchäologie» (2000–). Из­да­вал­ся ж. «Archaeologia Musicalis» (1987–90).

Вернуться к началу