МУЗЫКА́ЛЬНАЯ АРХЕОЛО́ГИЯ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МУЗЫКА́ЛЬНАЯ АРХЕОЛО́ГИЯ, раздел музыковедения, изучающий муз. культуру Древнего мира и средних веков по памятникам материальной культуры. Термин введён В. Ф. Одоевским в программу 1-го археологич. съезда в Москве (1869) применительно к изучению рус. фольклорных традиций, иск-ва скоморохов и церковного пения до 18 в. Н. Ф. Финдейзен первым в России привлёк к изучению истории музыки материалы археологии («Очерки по истории музыки в России», т. 1, 1928) и организовал Кабинет муз. археологии при Петрогр. ун-те (1922). В зап. науке начальный этап М. а. охватывается понятием «сравнительное музыкознание» (нем. vergleichende Musikwissenschaft). Один из основоположников этого направления – Ф. Ж. Фетис; достижения отражены, в частности, в муз. энциклопедии, основанной франц. муз. теоретиком А. Лавиньяком («Encyclopédie de la musique et dictionnaire du Conservatoire», pt. 1: Histoire de la musique, 1913–24). Развитию отеч. науки способствовали связи с европ. учёными, напр. с Г. Дж. Фармером (в 1933 он участвовал в Междунар. иран. конгрессе в Ленинграде); в 1937 в Ленинграде издан сб. «Музыкальная культура древнего мира» (под ред. Р. И. Грубера) со статьями К. Закса, Г. Аберта, Ж. Комбарьё.
Вхождение термина «М. а.» (англ. archaeomusicology) в междунар. науч. обиход в 1940-х гг. [в связи с выходом в Нью-Йорке книги К. Закса «Становление музыки в Древнем мире на Востоке и на Западе» («The rise of music in the ancient world, East and West», 1943)] ознаменовало начало нового этапа в развитии М. а.: музыковедами была осознана необходимость планомерного исследования археологич. данных. Трансформация М. а. в 1960-х – нач. 1980-х гг. в междисциплинарную аналитически-поисковую науку (с привлечением методов и данных этномузыковедения, инструментоведения, муз. иконографии и палеографии и др.) подготовлена и сопровождалась сенсационными археологич. открытиями [древнейшие костяные инструменты из Мезина, арфы и барабаны пазырыкской культуры, флейты из Тиауанако, гудки и гусли ср.-век. Новгорода, прикладное и монументальное иск-во доарабской Ср. Азии, наскальные изображения Тамгалы (Казахстан), Бхимбетки (Индия), Валкамоника, Мегиддо, Чатал-Хююка, Тассилин-Адджера]. В серии «Музыка древнего мира» многотомного изд. «Иллюстрированная история музыки» («Musikgeschichte in Bildern. Bd 2: Musik des Altertums». Hrsg. von W. Bachmann, 1961–87) опубликованы богатые материалы по муз. культуре Месопотамии, Египта, Греции, Этрурии, Рима, Индии, Америки, впервые достоянием междунар. общественности стали материалы Ср. Азии (Lfg 9, 1987; в подготовке этого выпуска участвовали рос. учёные Т. С. Вызго и В. А. Мешкерис). Развитие М. а. координируется Междунар. группой исследователей муз. археологии, созданной в 1981 под рук. нем. исследовательницы Э. Хикман (при Междунар. совете традиц. музыки в составе Международного музыкального совета; с 1997 самостоят. статус, базируется в Берлине). Под эгидой этой организации с 1984 проводятся междунар. конференции и симпозиумы, материалы которых изданы в ряде сб-ков и в серии «Studien zur Musikarchäologie» (2000–). Издавался ж. «Archaeologia Musicalis» (1987–90).