Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАССИЛИ́Н-АДДЖЕ́Р

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 683-684

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Г. Дэвлет

ТАССИЛИ́Н-АДДЖЕ́Р, сту­пен­ча­тое пла­то в Са­ха­ре, в Ал­жи­ре. Рас­по­ло­же­но к се­ве­ро-вос­то­ку от на­го­рья Ахаг­гар. Дли­на ок. 800 км, ши­ри­на до 60 км. Сло­же­но пес­ча­ни­ка­ми, пе­ре­кры­ты­ми ла­ва­ми. Над пла­то под­ни­ма­ют­ся ко­ну­сы по­тух­ших вул­ка­нов выс. до 2058 м (го­ра Азао). Рас­чле­не­но до­ли­на­ми врем. во­до­то­ков (уэда­ми). Пре­об­ла­да­ет пус­тын­ная рас­ти­тель­ность.

Тассилин-Адджер. Росписи на стоянке Уан-Бендер (по А. Лоту).

В вы­вет­рен­ных мас­си­вах пес­ча­ни­ка – до 15 тыс. рос­пи­сей и пет­рог­ли­фов, сто­ян­ки, по­гре­бе­ния, ог­рад­ки и др. (с эпи­па­ле­о­ли­та; очень древ­няя ке­ра­ми­ка). Из­вест­ны с сер. 19 в., ак­тив­но изу­ча­ют­ся с 1930-х гг. в осн. франц. и итал. ис­сле­до­ва­те­ля­ми (А. Лот, Ж. Л. Ле Кел­лек, А. Муц­цо­ли­ни и др.). Древ­ней­шие изо­бра­же­ния (с ок. 8-го тыс. до н. э.; «пе­ри­од эфи­оп. фау­ны», ны­не бо­лее дроб­ное чле­не­ние): ди­на­мич­ные гра­ви­ров. пет­рог­ли­фы фау­ны са­ванн («пе­ри­од ан­ти­ло­пы») в осн. син­хрон­ны рос­пи­сям («пе­ри­од круг­ло­го­ло­вых»; ны­не эти пе­рио­ды счи­та­ют ло­каль­ны­ми сти­ля­ми) – ан­тропо­морф­ные фи­гу­ры с круг­лы­ми го­ло­ва­ми без черт ли­ца, боль­ше муж­ских, в т. ч. с те­лом, за­пол­нен­ным точ­ка­ми, ли­ния­ми и др., с лу­ка­ми, па­ли­ца­ми и др., в дви­же­нии, но верх­няя часть те­ла ан­фас; круп­ные фи­гу­ры с воз­де­ты­ми к не­бу ру­ка­ми, мно­гие в мас­ках и го­лов­ных убо­рах с ро­га­ми; «ро­га­тые» змеи и др. фан­та­стич. об­ра­зы. Ста­тич­ные фи­гу­ры ан­ти­лоп, муф­ло­нов, сло­нов, но­со­ро­гов, гип­по­по­та­мов (ин­ди­ка­тор бо­лее влаж­но­го кли­ма­та, не позд­нее 6-го тыс.). Есть ком­по­зи­ции, в т. ч. на зна­чит. вы­со­те. С ок. 6-го тыс. сце­ны из жиз­ни ско­то­во­дов, реа­ли­стич­ные изо­бра­же­ния жи­вот­ных, в т. ч. «пе­ри­од древ­не­го буй­во­ла», «пе­ри­од аф­ри­кан­ско­го сло­на», ко­гда по­яв­ля­ют­ся изо­бра­же­ния ба­ра­на с сол­неч­ным дис­ком на го­ло­ве и др. С 12 в. до н. э. изо­бра­же­ния ло­ша­ди, по­во­зок, ан­тро­по­морф­ных фи­гур в бит­ре­уголь­ном сти­ле, ди­на­мич. ком­по­зи­ции («пе­ри­од ло­ша­ди», «бое­вых ко­лес­ниц»). С ру­бе­жа н. э. «пе­ри­од верб­лю­да». С ок. 700 изо­бра­же­ния ли­вий­ско-бер­бер­ско­го, ара­бо-бер­бер­ско­го, совр. пе­рио­дов.

Од­но­имён­ный нац. парк. Объ­ек­ты Т.-А. вклю­че­ны в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Лит.: Лот А. В по­ис­ках фре­сок Тас­си­лин-Ад­же­ра. Л., 1973; он же. К дру­гим Тас­си­ли. Л., 1984; Muzzolini A. Les images rupestres du Sahara. Toulouse, 1995; Le Quellec J.-L. Arts rupestres et mythologies en Afrique. P., 2004; Soleilhavoup F. L’Art mystérieux des têtes rondes au Sahara. Dijon, 2007.

Вернуться к началу