ИНСТРУМЕНТОВЕ́ДЕНИЕ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИНСТРУМЕНТОВЕ́ДЕНИЕ (органология), отрасль музыковедения, изучающая муз. инструменты, их конструкцию, акустич. и худож. свойства. Связано с практикой инструментовки и муз. исполнительством, изготовлением и реставрацией муз. инструментов. Одно из гл. направлений И. – систематика муз. инструментов. Наиболее ранней считается др.-кит. классификация баинь («восемь звуков»; изложена в кн. «И цзин», 1-я пол. 1-го тыс. до н. э.), основанная на координации материалов, из которых сделаны инструменты или их осн. части (камень, металл, бамбук и т. д.), со сторонами света, временами года и др.; распространена в традиц. культуре Вост. Азии, Вьетнама, Монголии. В др.-инд. систематике (изложена в трактате «Натьяшастра») инструменты объединены в 4 категории по источнику звука. Описание инструментов и попытки их систематизации предпринимались зап.-европ. учёными Средневековья, Возрождения и барокко, муз. инструментам и инструментальной музыке посвящены трактаты (либо их части) Й. Тинкториса (ок. 1480), С. Вирдунга (1511), М. Агриколы (1529), Х. Бермудо (1549; 1555), М. Мерсенна (1636–1637), А. Кирхера (1650), И. Маттезона (1713) и др. Наиболее значителен трактат «Об органографии» (1618, 2-я кн. «Учения о музыке» – «Syntagma musicum») М. Преториуса, содержащий детальный энциклопедич. обзор муз. инструментов и иллюстрации.
Основу совр. европ. классификации (4 класса по источнику звука: хордофоны, аэрофоны, мембранофоны, идиофоны; подробнее см. в ст. Инструменты музыкальные) составили идеи Ф. О. Геварта, развитые бельг. учёным В. Ш. Маийоном в кон. 19 в. («Catalogue descriptif et analitique du Musée instrumental du Conservatoire royal de musique de Bruxelles», vol. 1–5, 1883–1912) и доработанные Э. фон Хорнбостелем и К. Заксом. Эта классификация в 1930-е гг. была дополнена классом электрофонов. Для описания неевропейских инструментов с 1930-х гг. используются типовые названия (по предложению А. Шеффнера). С кон. 20 в. И. всё больше внимания уделяет историч., этнографич. проблематике, достижениям совр. звукотехники.