КАРДИОЛО́ГИЯ
-
Рубрика: Медицина
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАРДИОЛО́ГИЯ (от кардио… и …логия), раздел клинич. медицины, изучающий морфологию и функцию сердечно-сосудистой системы в условиях нормы и патологии, распространённость, причины, механизмы развития, проявления и диагностику болезней системы кровообращения, а также разрабатывающий методы их лечения и профилактики и реабилитации больных. Становление К. как самостоят. мед. дисциплины происходило в кон. 19 – 1-й пол. 20 вв.
Реальное представление о системе кровообращения было сформулировано У. Гарвеем к 1628 (впоследствии дополнено А. фон Галлером). Разработка метода перкуссии (Л. Ауэнбруггер, 1761) и его усовершенствование (Ж. Корвизар, 1808); изобретение Р. Лаэннеком стетоскопа (1816), а также сопоставление Й. Шкодой (1839) данных перкуссии и аускультации с секционным (патолого-анатомич.) материалом способствовали более эффективному изучению сердечно-сосудистой патологии. В 1823 Ж. Б. Буйо, а также одновременно и независимо от него рос. терапевт профессор Моск. ун-та Г. И. Сокольский (1807–1886) отметили связь между ревматизмом и поражением сердца и описали большинство шумов при поражении его клапанов. Большое значение для последующего формирования К. имели клинич. данные о патологии сердечно-сосудистой системы, полученные в 19 – 1-й трети 20 вв. П. Потеном (объяснение механизма ритма галопа и функциональных шумов сердца, введение понятия острой сердечной недостаточности), С. П. Боткиным (определение места наилучшего выслушивания диастолич. шума при недостаточности клапанов аорты, первое клинич. описание артериосклероза), А. Юшаром (описание стенокардии), В. П. Образцовым и Н. Д. Стражеско (описание клинич. картины тромбоза венечных артерий), Дж. Макензи (описание аритмий сердца, оценка функциональных возможностей сердца при нагрузках), А. А. Киселём (описание осн. диагностич. признаков ревматизма), Ф. Г. Яновским (прижизненная диагностика инфаркта лёгкого при застое в малом круге кровообращения). В 1935 Стражеско и В. Х. Василенко предложили классификацию недостаточности кровообращения. В СССР в сер. 20 в. из терапии (внутр. болезней) была выделена «кардиоревматология», на основе которой сформировалась К. В процессе становления и дальнейшего развития отеч. К. важную роль сыграла деятельность А. Л. Мясникова – создателя науч. школы кардиологов, основателя и гл. редактора ж. «Кардиология» (1961), одного из основателей Всесоюзного кардиологич. об-ва (1963), и Е. И. Чазова, по инициативе которого в 1975 был создан Кардиологический научный центр.
В совр. К. осн. внимание уделяется изучению ишемической болезни сердца (ИБС), артериальной гипертензии (см. Гипертоническая болезнь), аритмии сердца и хронич. сердечной недостаточности (ХСН), которые в экономически развитых странах обусловливают ок. 50% (в РФ 56%) общей смертности населения. Осн. причиной хронич. формы ИБС является атеросклероз венечных (коронарных) артерий сердца. В 1904 нем. патолог Ф. Маршан (1846–1928) предложил термин «атеросклероз», а Н. Н. Аничков в 1915 разработал теорию инфильтрации стенки сосудов холестерином как осн. причины атеросклероза. В 1948 в г. Фреймингхем (штат Массачусетс) было проведено первое популяционное исследование по изучению факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний, в т. ч. атеросклероза (Framingham Heart Study), которое положило начало новому направлению в медицине, основанному на доказательствах (исследование факторов риска развития заболеваний и смерти, а также способов их коррекции на большом количестве людей), и стало основой создания практич. рекомендаций для врачей. Описание К. Блохом биосинтеза холестерина в организме способствовало открытию в 1976 япон. учёным A. Эндо высокоэффективных средств для лечения атеросклероза – статинов.
Ведущим механизмом острых форм ишемической болезни сердца является тромбоз коронарных артерий сердца, что было подтверждено успешным внутривенным [A. Флетчер и др., 1958; Е. И. Чазов, 1962] и внутрикоронарным (Чазов, 1976) тромболизисом. Ангиографич. подтверждение роли тромбоза в развитии инфаркта миокарда было получено только в 1980 (М. Де Вуд), а морфологическое – в 1983 (Э. Фальк) и 1984 (M. Дейвис, А. Томас). В 1992 В. Фустер объединил все острые формы ИБС понятием «острый коронарный синдром», что послужило основой для правильного выбора метода их лечения [применение антитромботич. средств и β-адреноблокаторов, тромболизис, интервенционные методы (см. Интервенционная терапия)], позволяющего снизить летальность при инфаркте миокарда до 4–8%.
Начиная с последней четв. 20 в. большое место в лечении ИБС занимают хирургич. и интервенционные методы. В 1964 в Ленинграде хирург В. И. Колесов (1904–92) выполнил первую в мире операцию прямого маммаро-коронарного шунтирования при хронич. атеросклеротич. коронарной недостаточности, а М. Дебеки успешно наложил анастомоз между аортой и передней межжелудочковой артерией сердца с помощью собств. вены больного. Швейц. хирург А. Грюнциг в Цюрихе в 1977 произвёл первую в мире баллонную ангиопластику коронарной артерии, а его соотечественник У. Зигварт в Лозанне и франц. хирург Ж. Пюэль в Тулузе в 1986 впервые установили стент в коронарную артерию при ангиопластике.
Первая работа, имеющая отношение к проблеме артериальной гипертонии (АГ), была выполнена Р. Брайтом (1836), связавшим между собой патологию почек и гипертрофию сердца вследствие повышения артериального давления (АД). Изобретения австр. врача С. фон Баша (1837–1905) в 1878 и итал. врача и патолога Ш. Рива-Роччи (1863–1937) в 1896 позволили непрямым методом (пальпаторно) определять уровень систолич. АД. Отеч. хирург Н. С. Коротков (1874–1920) в 1905 предложил звуковой метод определения систолич. и диастолич. АД. В 1911 А. Э. Франк ввёл понятие «эссенциальная гипертензия», разграничив АГ на формы «почечного» и «непочечного» происхождения, а Г. Ф. Ланг в 1922 разделил АГ на эссенциальную и вторичную формы. Работы по изучению механизмов повышения АД, выполненные Г. Гольдблаттом (1934) (роль ренина), А. Гроллменом (1930-е гг.), Дж. Мак-Гиффом (1970), Э. Мьюирхедом (1972), Дж. Ли (1975) (роль выпадения депрессорной функции почек), Г. Ф. Лангом (1948), А. Л. Мясниковым (1954), Е. И. Чазовым (2000-е гг.) (роль регуляторных нарушений в центр. нервной системе), Е. М. Тареевым (1948) и А. Гейтоном (1977) (роль солевой нагрузки), Л. Скаггсом (1954–56, роль ангиотензинов I, II и ангиотензинпревращающего фермента), Ю. В. Постновым и С. Н. Орловым (1970–80-е гг., роль изменений ионной проницаемости клеточных мембран), М. О’Рорком, М. Сафаром, В. Николсом (1970–90-е гг., роль повышения жёсткости артерий и отражённой пульсовой волны), а также клинич. и теоретич. работы А. Гейтона (1980), Б. Волкофа (1982), М. С. Кушаковского (1995), Е. Е. Гогина (1997) и др. легли в основу совр. представлений о причинах АГ и разработки эффективных способов её лечения. Применение гипотензивных средств позволяет снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний на 30%.
Прогресс в диагностике и лечении аритмий сердца тесно связан с развитием электрокардиографии (ЭКГ), электрофизиологич. методов исследования сердца. Используя ЭКГ, Дж. Ротбергер и Х. Винтерберг (1909) описали фибрилляцию предсердий, В. А. Картер (1914) – блокады ножек предсердно-желудочкового пучка, М. Соколов и Т. Лайон (1949) – ЭКГ-признаки гипертрофии левого желудочка сердца, Г. Э. Парди (1920) – ЭКГ-картину инфаркта миокарда, а англ. кардиологи Дж. Паркинсон (1885–1976) и Д. Бедфорд в 1928 показали, что на основании ЭКГ можно установить локализацию инфаркта. В 1958 осуществлена первая имплантация электрокардиостимулятора (см. Кардиостимуляция) больному с блокадой сердца. Б. Шерлаг в 1969 выполнил первую внутрисердечную регистрацию электрограммы пучка Гиса у человека, а Х. Дж. Дж. Уэлленс (1971) изложил осн. принципы внутрисердечного электрофизиологич. исследования. С. Ханг в 1987 впервые применил метод радиочастотного внутрисердечного разрушения т. н. патологич. проводящих путей сердца, который, наряду с имплантацией электрокардиостимуляторов (в т. ч. кардиовертеров-дефибрилляторов) и применением антиаритмических средств, относится к осн. совр. способам эффективного лечения аритмий.
Осн. причинами развития хронической сердечной недостаточности являются АГ и ишемич. болезнь сердца, а также ревматизм, кардиомиопатии, инфекц. эндокардит и миокардиты. С кон. 18 в. и до 1950-х гг. развитие ХСН объясняли исключительно низкой эффективностью работы сердца (т. н. кардиальная модель ХСН), а гл. принципом её лечения было усиление деятельности сердца с помощью сердечных гликозидов наперстянки, описанных англ. ботаником и врачом В. Уидерингом ещё в 1785. В 1950–60-х гг. была создана кардиоренальная модель ХСН, предполагающая ведущую роль почек и задержки жидкости в развитии болезни, и предложено сочетание сердечных гликозидов с мочегонными средствами для её лечения. С нач. 1970-х гг. господствовала гемодинамич. теория ХСН, которая отводила важную патогенетич. роль сужению периферич. артерий и обосновывала применение сосудорасширяющих средств. В 1980-х гг. была разработана нейрогуморальная теория патогенеза ХСН, предполагающая неадекватную активацию гл. обр. ренин-ангиотензинальдостероновой системы и, соответственно, применение с лечебной целью ингибиторов ангиотензинпревращающего фермента (ИАПФ). Предложенная в 1990-е гг. В. Дзау, M. Пфеффер миокардиальная модель патогенеза ХСН как дальнейшее развитие нейрогуморальной теории предусматривала важнейшую роль активации локальных органных нейрогуморальных систем (в т. ч. симпатико-адреналовой) в развитии патологич. изменений всех органов-мишеней. В совр. комплексную терапию ХСН, помимо ИАПФ, диуретиков, включают β-адреноблокаторы и при необходимости – сердечные гликозиды. Совр. терапия ХСН позволяет существенно повысить качество жизни и снизить смертность на 25–30%. Совр. система оказания помощи кардиологич. больным включает кардиохирургич. отделения, а также отделения рентгенэндоваскулярной хирургии с использованием методов интервенционной терапии.
Наряду с клинич. К., развиваются эксперим. и профилактич. К. Эксперим. К., используя молекулярные, генетич. и клеточные технологии, исследует механизмы развития сердечно-сосудистой патологии, а также разрабатывает новые фармакологич. средства для их коррекции. Профилактич. К. изучает факторы риска развития сердечно-сосудистой патологии и разрабатывает методы воздействия на них на уровне популяции и у каждого пациента с учётом его индивидуального сердечно-сосудистого риска.