НИДЕРЛА́НДСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НИДЕРЛА́НДСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература голландцев и фламандцев на нидерл. яз., сложившаяся в Нидерландах исторических. В дальнейшем развивается на территории Бельгии и Нидерландов (см. разделы Литература).
Древнейшим памятником Н. л. считаются Каролингские псалмы (9 в.). Творчество первого известного по имени писателя – миннезингера Генриха фон Фельдеке (12 в.), принадлежащего одновременно нем. и нидерл. культурам, выдержано в традициях куртуазной литературы. В 13 в. получают распространение рыцарский и «животный» («О лисе Рейнарде», ок. 1235–50; нидерл. версия «Романа о Лисе») эпосы; романы, связанные с артуровскими легендами («Деяния Валевейна и шахматная доска», ок. 1175–1210, и др.), а также каролингского («франкского») цикла, в т. ч. «Карл и Элегаст» (сер. 13 в.). Ср.-век. духовная традиция представлена дидактич. поэзией Я. ван Бундале («Зерцало мирян», ок. 1325–30) и Я. де Верта; мистич. поэзией знатной дамы Хадевейх (Гедвига из Антверпена). Крупнейший представитель бюргерской лит-ры – поэт Я. ван Марлант, автор поэм: сатирич. – «Цветы природы» (ок. 1266) и дидактич. – «Историческое зерцало» (ок. 1288). Основоположником нидерл. прозы считается Я. ван Рёйсбрук – мистик, автор трактата «Красота духовного брака» (ок. 1350; рус. пер. под назв. «Одеяние духовного брака», 1910). Формируются жанры «бурде» (нар. анекдоты из жизни крестьян) и «спроки» (аналог франц. фабльо и нем. шванка). Виднейшие авторы «спроков» – В. ван Хилдегарсберх и Дирк Поттер ван Ло, перу которого принадлежит также поэма «Поприще любви» (1411–12). Из «бурде» развился жанр коротких комич. сценок – «соттерни», близкий франц. соти («Липпейн», «Господин на три дня» и др.), позднее давший начало жанру «клухт» – балаганных нар. представлений в духе фарса. Анонимные пьесы «Эсморейт», «Глориант», «Ланселот Датский» и «О Зиме и Лете» (2-я пол. 14 – нач. 15 вв.) стали первыми образцами жанра «абелспел» (светской драмы). Развиваются жанры моралите, мистерий (в т. ч. цикл из 7 частей о житии Богоматери, пост. ок. 1448), игр («Игра о пяти разумных и пяти неразумных девах», кон. 15 в.). Черты психологизма свойственны анонимному мираклю «Марикен из Нимвегена», написанному на основе нар. легенды в ответ на выпущенную в 1484 папой Иннокентием VIII буллу против ведьм. Широкую известность снискало моралите «Элкерлейк» («Всякий человек», ок. 1475, опубл. 1496); известно множество переработок этого сюжета, в т. ч. Г. Сакса и Г. фон Гофмансталя, а также экранизация Й. Стеллинга (1975).
Большой вклад в развитие нац. драматургии и поэзии, а также в подготовку Реформации внесли т. н. камеры редерейкеров (риторов), создававшиеся в 14–16 вв. по образцу ср.-век. гильдий (в осн. во Фландрии, Брабанте, Генте, Антверпене) и объединявшие горожан в их совместных упражнениях в стихосложении и театральных представлениях. Теоретиком редерейкеров стал М. де Кастелейн, автор поэмы-трактата «Искусство риторики» (1548), отразившего влияние франц. «великих риториков» (Ж. Молине). В антипротестантском ключе выдержаны дидактич. поэзия, сатиры и любовная лирика первой крупной поэтессы Анны Бейнс. Наиболее значит. феномены гуманистич. латиноязычной лит-ры нидерл. Возрождения – проза Эразма Роттердамского, в т. ч. сатирич. трактат «Похвала глупости» (1509) и христианско-гуманистич. трактат «Воспитание христианского государя» (1515), а также поэзия Иоанна Секунда. Большой вклад в развитие прозы на нац. языке внесли гуманисты Х. Л. Спигел, Д. В. Корнхерт (трактат «Этика, или Искусство правильно жить», 1586), К. ван Мандер («Книга о художниках», 1604, развивающая традиции Дж. Вазари). В одах, сонетах, элегиях Я. ван дер Нота ощутимо влияние Ф. Петрарки, П. де Ронсара и Ж. Дю Белле.