ОЗАНФА́Н АМЕДЕ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОЗАНФА́Н (Ozenfant) Амеде (15.4.1886, Сен-Кантен – 4.5.1966, Кан, деп-т Приморские Альпы), франц. живописец и теоретик искусства. Учился в худож. школе Сен-Кантена. Первоначально писал акварели и пастели, с 1905 исполнял пейзажи маслом на пленэре. В 1906 приехал в Париж, где учился у М. Вернёйя и Ш. Котте; после шестимесячного пребывания в Нидерландах (1906) продолжил обучение в академии «Ла Палетт» у Ж. Э. Бланша. Также посещал лекции А. Пуанкаре и А. Бергсона в Коллеж де Франс. В 1910–13 жил в осн. в России. В Париже основал ж. «L’Elan» (1915–16), посвящённый иск-ву франц. авангардизма; сблизился с П. Пикассо, А. Матиссом, Ж. Липшицем, Г. Аполлинером и М. Жакобом. В 1917 познакомился с Ш. Э. Жаннере (Ле Корбюзье) и вместе с ним написал брошюру «После кубизма» («Après le cubisme», 1918), которая стала манифестом нового направления – пуризма. Его инициаторы считали, что живописные формы должны быть столь же чёткими и конструктивными, как линии совр. технич. устройств («можно создать картину, как машину»). Эти положения «машинной эстетики» развивались в основанном О. и Ле Корбюзье ж. «L’Esprit Nouveau» (1920–25, при участии поэта П. Дерме) и были обобщены в их кн. «Современная живопись» («La peinture moderne», 1924). Наиболее значит. теоретич. работа О. – «Искусство» («Art. Bilan des arts modernes et structure d’un nouvel esprit», 1928). Характерные особенности натюрмортной живописи О. кон. 1910-х – 1920-х гг. – предельная экономия средств, «архитектурная» пространственность, скупое использование цвета, чёткий графизм плавных контуров, очерчивающих общую схему предмета («Жёлтые скрипки», 1919, Нац. музей совр. иск-ва, Париж; «Графин, гитара, стакан и бутылки на сером столе», 1920, Худож. музей, Базель; «Перламутр № 1», 1922, Нац. музей совр. иск-ва, Париж; «Графика на чёрном фоне», 1928, ГМИИ, и др.). С 1927 в работах О. вновь появляются изображения человеческой фигуры. Стремясь к синтезу искусств, он создаёт ряд настенных композиций, в т. ч. «Жизнь» (1931–38, Нац. музей совр. иск-ва, Париж) и роспись виллы Э. Мендельзона в Берлине (1931).
Большое внимание О. уделял преподавательской деятельности. В Париже в 1924 он вместе с Ф. Леже основал Академию совр. иск-ва (позднее присоединились М. Лорансен и А. А. Экстер), в 1932 – академию Озанфана. В 1935–38 жил в Лондоне, где также преподавал в собств. худож. школе; в 1938–55 работал в США, в Нью-Йорке открыл Школу изящных искусств Озанфана. Согласно созданной им в эти годы теории преформизма, образы великого иск-ва постоянно пребывают в подсознании человечества, ожидая появления художника, способного воплотить их в конкретных произведениях. В 1950-х гг. О. отступает от строгих норм пуризма; его живопись передаёт ощущение возд. среды, колорит обогащается полутонами, появляются тонко разработанные детали.