ЛОРАНСЕ́Н МАРИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛОРАНСЕ́Н (Laurencin) Мари (31.10.1883, Париж – 8.6.1956, там же), франц. живописец, график, сценограф. Обучалась живописи по фарфору на Севрской мануфактуре (1901), гравюре у М. Лемер, посещала парижскую академию Юмбера (1903–04), где познакомилась с Ж. Браком и Ф. Пикабиа. С 1907 в круг её друзей вошли Г. Аполлинер и П. Пикассо; они представлены в групповых портретах Л. («Аполлинер и его друзья», 1908, Музей искусств, Балтимор; вариант – 1909, Нац. музей совр. иск-ва, Париж). В течение нескольких лет участвовала в выставках кубистов, переняв у них некоторые стилевые черты. Однако кубизм по сути был чужд женственному и лиричному иск-ву Л. Во время 1-й мировой войны (1914–18) жила в Испании, затем в Дюссельдорфе, в 1920 вернулась в Париж.
В её картинах светлых пастельных тонов плавно изогнутые линии очерчивают девичьи фигуры удлинённых пропорций со склонёнными головами и глазами газелей («Нимфа и лань», 1925, Музей искусств, Филадельфия; «Репетиция», 1936, Нац. музей совр. иск-ва, Париж). Среди портретов – Коко Шанель (1923, Музей Оранжери, Париж), А. Сальмон (1942, Нац. музей совр. иск-ва, Париж). В 1920-х гг. Л. становится модной художницей, воплотившей эстетику ар деко. Оформила ряд балетных постановок, в т. ч. «Лани» Ф. Пуленка (1924, Русский балет Дягилева), «Летний день» Ж. Лелё (1940, «Опера-комик», Париж), «Завтрак на траве» на муз. Й. Ланнера (1945, «Балет Елисейских полей», Париж). Работала также в области книжной иллюстрации («Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла, 1930; «Галантные празднества» П. Верлена, 1944, и др.).