Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛОРАНСЕ́Н МАРИ

Авторы: В. А. Крючкова

ЛОРАНСЕ́Н (Laurencin) Ма­ри (31.10.1883, Па­риж – 8.6.1956, там же), франц. жи­во­пи­сец, гра­фик, сце­но­граф. Обу­ча­лась жи­во­пи­си по фар­фо­ру на Севр­ской ма­ну­фак­ту­ре (1901), гра­вю­ре у М. Ле­мер, по­се­ща­ла па­риж­скую ака­де­мию Юм­бе­ра (1903–04), где по­зна­ко­ми­лась с Ж. Бра­ком и Ф. Пи­ка­биа. С 1907 в круг её дру­зей во­шли Г. Апол­ли­нер и П. Пи­кас­со; они пред­став­ле­ны в груп­по­вых порт­ре­тах Л. («Апол­ли­нер и его дру­зья», 1908, Му­зей ис­кусств, Бал­ти­мор; ва­ри­ант – 1909, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж). В те­че­ние не­сколь­ких лет уча­ст­во­ва­ла в вы­став­ках ку­би­стов, пе­ре­няв у них не­ко­то­рые сти­ле­вые чер­ты. Од­на­ко ку­бизм по су­ти был чужд жен­ст­вен­но­му и ли­рич­но­му иск-ву Л. Во вре­мя 1-й ми­ро­вой вой­ны (1914–18) жи­ла в Ис­па­нии, за­тем в Дюс­сель­дор­фе, в 1920 вер­ну­лась в Па­риж.

М. Лорансен. Портрет Габриэль (Коко) Шанель. 1923. Музей Оранжери (Париж).

В её кар­ти­нах свет­лых пас­тель­ных то­нов плав­но изо­гну­тые ли­нии очер­чи­ва­ют де­ви­чьи фи­гу­ры уд­ли­нён­ных про­пор­ций со скло­нён­ны­ми го­ло­ва­ми и гла­за­ми га­зе­лей («Ним­фа и лань», 1925, Му­зей ис­кусств, Фи­ла­дель­фия; «Ре­пе­ти­ция», 1936, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж). Сре­ди порт­ре­тов – Ко­ко Ша­нель (1923, Му­зей Оран­же­ри, Па­риж), А. Саль­мон (1942, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж). В 1920-х гг. Л. ста­но­вит­ся мод­ной ху­дож­ни­цей, во­пло­тив­шей эс­те­ти­ку ар де­ко. Офор­ми­ла ряд ба­лет­ных по­ста­новок, в т. ч. «Ла­ни» Ф. Пу­лен­ка (1924, Рус­ский ба­лет Дя­ги­ле­ва), «Лет­ний день» Ж. Ле­лё (1940, «Опе­ра-ко­мик», Па­риж), «Зав­трак на тра­ве» на муз. Й. Лан­не­ра (1945, «Ба­лет Ели­сей­ских по­лей», Па­риж). Ра­бо­та­ла так­же в об­лас­ти книж­ной ил­лю­ст­ра­ции («Али­са в стра­не чу­дес» Л. Кэр­рол­ла, 1930; «Га­лант­ные празд­не­ст­ва» П. Вер­ле­на, 1944, и др.).

Соч.: Le Carnet des nuits. Gen., 1946.

Лит.: Gere C. M. Laurencin. L.; P., 1977; Marchesseau D. M. Laurencin: catalogue raison­né de l’œuvre gravé. Tokyo, 1981; idem. M. Lau­rencin: catalogue raisonné de l’œuvre peint. Tokyo, 1986–1999. Vol. 1–2; Groult F. M. Lau­rencin. P., 1987; Pierre J. M. Laurencin. P., 1988; Kahn E. L. M. Laurencin: une femme ina­daptée in feminist histories of art. Alder­shot, 2003.

Вернуться к началу