Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САМОДИ́ЙСКИЕ НАРО́ДЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 288

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Ю. Гусев, Ю. В. Норманская

САМОДИ́ЙСКИЕ НАРО́ДЫ (ус­тар. – са­мо­еды, са­мо­ядь), груп­па на­ро­дов, го­во­ря­щих на са­мо­дий­ских язы­ках, в Сев. Ев­ра­зии – нен­цы, эн­цы, нга­на­са­ны, сель­ку­пы. Чис­лен­ность ок. 50 тыс. чел. (2010, пе­ре­пись). К С. н. в про­шлом от­но­си­лись так­же юра­ки (по язы­ку близ­кие к нен­цам) и са­мо­дий­цы Са­ян – ка­ма­син­цы и ма­то­ры, впо­след­ст­вии ас­си­ми­ли­ро­ван­ные со­сед­ни­ми тюр­коя­зыч­ны­ми на­ро­да­ми и рус­ски­ми.

По наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ной ги­по­те­зе, пред­ки С. н., от­де­лив­шись ок. 6 тыс. лет на­зад от пред­ков фин­но-угров, при­шли в ме­ж­ду­ре­чье вер­ховь­ев Оби и Ени­сея (при­мер­но на тер­ри­то­рию совр. юж. сель­ку­пов), где они кон­так­ти­ро­ва­ли с об­ски­ми уг­ра­ми, тюр­ка­ми, тун­гу­со-мань­чжур­ски­ми на­ро­да­ми и ени­сей­ца­ми. Не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли свя­зы­ва­ют с С. н. ку­лай­скую куль­ту­ру. При­мер­но на ру­бе­же эр пред­ки ка­ма­син­цев и ма­то­ров уш­ли на юго-вос­ток в Сая­ны, др. часть С. н. про­дви­нулась вдоль Ени­сея на се­вер, за­се­лив тер­ри­то­рии от Тай­мы­ра до При­пе­чо­рья.

С. н. за­ни­ма­лись охо­той и ры­бо­лов­ст­вом (ре­кон­ст­руи­ру­ют­ся на­зва­ния ору­дий), у них существовало (вероятно, возникло позднее) оленеводство. Культура С. н. сложилась, по-видимому, под сильным влиянием соседних с ними носителей алтайских языков. Имели богатый комплекс боевого оружия, возможно, сложившийся под влиянием тюрок или гуннов. Носили глухую плечевую одежду из оленьих шкур (парка; ср. Малица), меховой комбинезон, обувь из камусов с высоким голенищем; эти предметы тёплой одежды, вероятно, заимствованы у тунгусов и тюрок, что может указывать на происхождение прауральцев с территорий с менее суровым климатом. К пра­са­мо­дий­ской эпо­хе вос­хо­дит тер­ми­но­ло­гия, свя­зан­ная с ша­ман­ст­вом (на­зва­ния ша­ма­на, его ат­ри­бу­тов и по­ня­тий ша­ма­низ­ма). Вос­ста­нав­ли­ва­ют­ся об­щие чер­ты ми­фо­ло­гии: де­ле­ние Вселенной на Верх­ний, Сред­ний и Ниж­ний миры, сю­же­ты о про­ти­во­бор­ст­ве вер­хов­но­го бо­же­ст­ва (Нум, Нга) и зло­го бо­же­ст­ва (Нга, Кы­зы, То­до­те), об­ра­зы ста­ру­хи – хо­зяй­ки Сред­не­го ми­ра (Я-не­бя, Я-мю­ня, Ылэн­та-ко­та, Ло, Дя-ме­ню, Моу-не­мы и др.), куль­тур­но­го ге­роя и трик­сте­ра (Йом­бо, Ича, Ди-а, Дю­ба-нга, Дяй­ку, Дей­ба-Нгуо) и др.

Лит.: Хе­лим­ский Е. А. Са­мо­дий­ская ми­фо­ло­гия // Ми­фы на­ро­дов ми­ра. 2-е изд. М., 1988. Т. 2; он же. Ком­па­ра­ти­ви­сти­ка, ура­ли­сти­ка: Лек­ции и ста­тьи. М., 2000.

Вернуться к началу