Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Э́НЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 401-402

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Плужников

Э́НЦЫ (са­мо­на­зва­ние эн­нэ­чэ – на­стоя­щий че­ло­век, вве­де­но в сер. 1930-х гг.; ус­тар.– ени­сей­ские са­мо­еды), са­мо­дий­ский на­род в Рос­сии. Чис­лен­ность 227 чел. (2010, пе­ре­пись). Жи­вут в осн. на пра­во­бе­ре­жье ниж­не­го те­че­ния Ени­сея в Во­рон­цов­ском (тун­д­ро­вые Э.) и По­та­пов­ском (лес­ные Э.) сель­ских со­ве­тах Тай­мыр­ско­го Дол­га­но-Не­нец­ко­го р-на (се­вер Крас­но­яр­ско­го края). Го­во­рят в осн. по-рус­ски, св. 40 чел. (в осн. стар­ше­го по­ко­ле­ния) со­хра­ня­ют энец­кий язык. Ве­рую­щие – пра­во­слав­ные (в осн. сре­ди лес­ных Э.), кре­ще­ны в 19 в.; часть со­хра­ня­ет тра­диц. куль­ты. Включены в Список коренных малочисленных народов России.

Впер­вые упо­ми­на­ют­ся в рус. ис­точ­ни­ках с кон. 15 в. как мол­гон­зеи ([лю­ди из] «зем­ли ро­да Мун­ка­си»; от­сю­да – Ман­га­зея). Жи­ли ме­ж­ду ни­зовь­я­ми Та­за и Ени­сея и в бас­сей­не Ту­ру­ха­на. Раз­де­ля­лись на тун­д­ро­вых Э. (со­ма­ту, ма­ду, хан­тай­ские са­мо­еды, не­нец­кое ман­то – ро­ды Малк-ма­ду, Са­зо, Сол­да и др.; по пе­ре­пи­си 1681 – 456 чел.) и лес­ных Э. (бай, пэ-бай, ка­ра­син­ские, под­го­род­ные, или та­зов­ские, са­мо­еды – ро­ды Бай, Ючи и Мог­га­ду, или Мон­ка­си; 436 чел.). На­чи­ная со 2-й пол. 17 в. вы­тес­ня­ют­ся нен­ца­ми с за­па­да, сель­ку­па­ми, ке­та­ми и эвен­ка­ми – с юга на се­ве­ро-вос­ток на пра­во­бе­ре­жье Ени­сея. Лес­ные Э. тес­но свя­за­ны со­сед­ски­ми и брач­ны­ми кон­так­та­ми и близ­ки по куль­ту­ре к ени­сей­ским нен­цам (юра­кам), тун­д­ро­вые Э. – к нга­на­са­нам. В 19 в. в со­ста­ве Ени­сей­ской гу­бер­нии об­ра­зо­ва­ны Хан­тай­ская и Ка­ра­син­ская «ро­до­вые упра­вы». Лес­ные Э. круг­лый год жи­ли в ле­со­тун­д­ре, за­ни­ма­лись охо­той на ди­ко­го оле­ня и пуш­ным про­мыс­лом, ле­том – ры­бо­лов­ст­вом (в кон. 19 – нач. 20 вв. уча­ст­во­ва­ли в ры­бо­лов­ных ар­те­лях на Ени­сее со­вме­ст­но с но­риль­ски­ми дол­га­на­ми и ени­сей­ски­ми нен­ца­ми), дер­жа­ли не­боль­шое ко­ли­че­ст­во оле­ней, ко­то­рых ис­поль­зо­ва­ли под вьюк эвен­кий­ским спо­со­бом. Тун­д­ро­вые Э., с 1830-х гг. – часть лес­ных, за­ни­ма­лись круп­но­та­бун­ным оле­не­вод­ст­вом са­мо­дий­ско­го ти­па, вы­па­сая ста­да ле­том в Зап. Тай­мы­ре, а зи­мой от­ко­чёвы­вая в ле­со­тун­д­ру.

Энецкий чум от­ли­чал­ся не­боль­шим (от 2,5 м в по­пе­реч­ни­ке) раз­ме­ром, мог быть оваль­ным в пла­не со сме­щён­ным от цен­тра оча­гом и спаль­ны­ми мес­та­ми с од­ной сто­ро­ны от не­го. В почётной час­ти чу­ма (за оча­гом) дер­жа­ли ан­тро­по­морф­ные фи­гур­ки пред­ков. В сер. 20 в. у Э. рас­про­стра­ня­ет­ся дол­ган­ский ба­лок (нар­тен­ный чум).

Рис. Е. Н. Федорченко Энцы в традиционной одежде.

Верх­няя муж­ская оде­ж­да (лу) глу­хая, тай­мыр­ско­го ти­па: ниж­няя (дё­ду) – дли­ной ни­же ко­лен ме­хом внутрь, верх­няя – пар­ка (па­зо паг­га) дли­ной до ко­лен из вы­бе­лен­ных олень­их шкур, с ка­пю­шо­ном (на лоб­ную часть при­ши­ва­ет­ся рог из шку­ры, на­би­тый олень­ей шер­стью), ши­лась из нес­коль­ких де­та­лей, по­дол – из го­ри­зон­таль­ных по­лос бе­ло­го и чёр­но­го ме­ха с опуш­кой из бе­ло­го со­бачь­е­го ме­ха; жен­ская пар­ка (нэ паг­гэ) рас­паш­ная с опуш­кой из со­бачь­е­го ме­ха, вме­сто ка­пю­шо­на – опу­шён­ная со­бачь­им ме­хом шап­ка. Празд­нич­ная и по­хо­рон­ная оде­ж­да до­пол­не­на крас­ны­ми встав­ка­ми. Обувь с вы­со­ки­ми го­ле­ни­ща­ми без подъ­ё­ма.

До нач. 20 в. со­хра­ня­лись по­ли­ги­ния и боль­шая пат­ри­ар­халь­ная се­мья (в осн. у тун­д­ро­вых Э.), ле­ви­рат и уп­ла­та ка­лы­ма. Ми­фо­ло­гия (о куль­тур­ных ге­ро­ях, о мед­ве­де, вскорм­лен­ном че­ло­ве­ком, и др.), пред­став­ле­ния о де­мо­нич. су­ще­ст­вах (ва­ро­чи) и трик­сте­ре Дёа сход­ны с нга­на­сан­ски­ми. Ша­ма­ны, как у нен­цев, име­ли три ви­да спе­циа­ли­за­ции (об­ще­ние с ду­ха­ми Верх­не­го Ми­ра, ле­че­ние бо­лез­ней и по­хо­ро­ны). Ша­ман­ский кос­тюм имел асим­мет­рич. крой, пра­вая по­ло­ви­на ас­со­ции­ро­ва­лась с Верх­ним Ми­ром, ле­вая – с Ниж­ним; же­лез­ные де­та­ли в ви­де сти­ли­зов. птичь­их кос­тей сбли­жа­ли его с сель­куп­ским и кет­ским.

Бо­га­тыр­ский эпос (сю­до­би­чу) бли­зок к не­нец­ким сюд­бабц, ис­то­рич. пре­да­ния (дё­ре) – к нга­на­сан­ским дю­ры­мы. Ша­ма­ны про­во­ди­ли ве­сен­ний празд­ник Чис­то­го чу­ма с кру­го­вы­ми тан­ца­ми и воз­гла­са­ми на вдох-вы­дох. Для лич­ных пе­сен-им­про­ви­за­ций и пе­сен с оп­ре­де­лён­ной рит­мос­ло­го­вой струк­ту­рой ха­рак­тер­ны уз­ко­объ­ём­ные зву­ко­ря­ды (в пре­де­лах квин­ты). Но­ти­ро­ван­ные об­раз­цы еди­нич­ны. Муз. ин­ст­ру­мен­ты: ша­ман­ский бу­бен (пед­ди, фен­дир), ша­ман­ский по­сох с под­вес­ка­ми, му­зы­каль­ный лук (на ид­до – «не­бес­ный лук»), 2-струн­ный смыч­ко­вый ин­ст­ру­мент (тэ­ты­гол сэ­нэ­ку), сви­ст­ки (си­зы­ди), гу­дел­ки (по­си, вы­рвыр). Ны­не рас­про­стра­не­ны ку­плет­ные пес­ни в ре­гу­ляр­ном мет­ре, ма­жо­ре и ми­но­ре.

Лит.: Про­кофь­е­ва Е. Д. Энец­кий ша­ман­ский кос­тюм // Сб. Му­зея ан­тро­по­ло­гии и эт­но­гра­фии. Л., 1951. Т. 13; Бы­то­вые рас­ска­зы эн­цев / Введение, коммент. Б. О. Дол­гих. М., 1962; Дол­гих Б. О. Очер­ки по эт­ни­че­ской ис­то­рии нен­цев и эн­цев. М., 1970; Шей­кин Ю. И. Му­зы­каль­ная куль­ту­ра на­ро­дов Се­вер­ной Азии. Якутск, 1996; Доб­жан­ская О. Э. Эн­цы. Му­зы­ка // На­ро­ды За­пад­ной Си­би­ри. М., 2005; она же. Ша­ман­ская му­зы­ка са­мо­дий­ских на­ро­дов Крас­но­яр­ско­го края. Но­рильск, 2008.

Вернуться к началу