СЕЛЬКУ́ПЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЕЛЬКУ́ПЫ, самодийский народ в России. Численность 3,6 тыс. чел. (2010, перепись). Делятся на сев. и юж. группы. Сев. (тазовско-туруханские) С. живут в верхнем и среднем течении р. Таз (в осн. Красноселькупский р-н на юго-востоке Ямало-Ненецкого автономного окр. в Тюменской обл.; 2 тыс. чел.) и бассейне р. Турухан (Туруханский р-н Красноярского края; 0,3 тыс. чел.); юж. (нарымские, или среднеобские) С. – на ср. Оби и её притоках (Каргасокский, Парабельский, Колпашевский и Верхнекетский районы Томской обл.; 1,2 тыс. чел.). Самоназвание тазовских С. – сёлькуп, туруханских – шӧлькуп, на реках Тым, Васюган, Парабель – чумылькуп, на Оби выше Нарыма – шёшкум, на р. Кеть – сюссыкум. Говорят в осн. по-русски, св. 1 тыс. чел. сохраняют селькупский язык. Верующие – православные.
С. сформировались в Ср. Приобье (ареал кулайской культуры и рёлкинской культуры). С кон. 16 в. упоминается объединение С. Пегая Орда. С нач. 17 в. происходит христианизация С., ассимиляция их русскими и обскими и чулымскими тюрками. С 1630-х гг. часть С. переселяется на реки Таз и Турухан. К 19 в. сев. С. освоили верховья Таза, реки Верхняя и Нижняя Баиха и правобережье Енисея от Туруханска до Карасино; в их состав вошли группы кетского, энецкого, хантыйского, эвенкийского и рус. происхождения.
Традиц. культура типична для народов Зап. Сибири (см. ст. Традиционная культура народов России в разделе Народы и языки в томе «Россия»). Занимались в осн. охотой, рыболовством (особенно по Оби, Тазу и др. крупным рекам), на севере – также оленеводством (в осн. самодийского типа, в низовьях Таза – в тундровом, на его притоках – в таёжном варианте), на юге с кон. 17 в. – животноводством (лошади, коровы, овцы). Традиц. поселения у юж. С. в осн. стационарные («юрты»), у сев. – сезонные. Жилище каркасное или каркасно-срубное, наземное, полуземлянка или землянка (тяй-мат, леви-мат, пой-мот, карамо и др.), на севере – также чум (мот); в 19 в. у юж. С. повсеместно – дом типа избы (мат, «юрта»). Верхняя одежда (порк, рус. парка) – енисейского типа (распашная без боковых и с плечевыми швами и вшивным рукавом) со сходящимися полами, мехом наружу (кинньанг, кирньанг, рус. кырняжка); у юж. С. была распространена одежда из сборного меха (понджел порг), суконная и тканевая одежда; на Оби и Кети известна одежда из налимьей кожи.
Характерны представления о верховном божестве (Нум, Ноп) и др. обитателях небес; о Мировом древе, соединяющем землю с небом (сев. С.), о реке (Колта, Квай), по которой селятся живые, и о реке, ведущей в загробный мир; о злых духах (лозы); Хозяйке (Ло), у сев. С.–Хозяине (Кызы) нижнего мира; о борьбе женщины-Солнца (Челд) со старухой Ло за мужчину-Месяц (Ирет), в результате которой он разрывается пополам; о Лесной женщине (Мачын-нейд) и Лесном хозяине (Мачыль-лоз) и др. Шаманское камлание сопровождается ударами в бубен (нарымское нува, тазовское нунга). Осн. календарный праздник (Порый-апсэ) связан с прилётом уток (апрель – май). Были известны спорадич. медвежьи праздники. Фольклор включает героич. песни (квэльджут) о деяниях богатырей, предания, шаманские легенды, сказки (чаптэ) о похождениях культурного героя и трикстера (Ичи у сев. С., Итте, или Идже, у юж. С.), песни (лэр).
С. (особенно юж.) в значит. степени утратили традиц. культуру. Включены в Перечень коренных малочисленных народов РФ. В 1989 учредит. съезд С. Томской обл. образовал Томскую областную ассоциацию коренных малочисленных народов Севера «Колта Куп».