Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕ́ГАЯ ОРДА́

Авторы: В. П. Зиновьев

ПЕ́ГАЯ ОРДА́, рус. на­зва­ние объ­е­ди­не­ния сель­ку­пов, су­ще­ст­во­вав­ше­го в кон. 16 – нач. 17 вв. на тер­ри­то­рии На­рым­ско­го края. В П. О. вхо­ди­ли пле­ме­на: кай­бан­гу­ла, пай­гу­ла, сель­гу­ла, сор­гу­ла, сю­си­гу­ла, те­гу­ла, чу­муль­гу­ла и ши­еш­гу­ла. В рус. ис­точ­ни­ках и до­ре­во­люц. ис­то­рио­гра­фии, а так­же в бы­ту на­се­ле­ние П. О. име­но­ва­лось об­ски­ми ос­тя­ка­ми, в сов. ис­то­рио­гра­фии – сель­ку­па­ми; са­мо­на­зва­ние – пе­го­раль (т. е. «ло­ся силь­ные лю­ди» или «боль­шо­го ло­ся силь­ный на­род»; от сель­куп­ско­го «пек» – лось и «ора» – си­ла). Тер­ри­то­рия П. О. под­чи­ня­лась «ца­рю» (ом­дыль­ко­ку). По­ли­тич. един­ст­во П. О. бы­ло ус­лов­ным. Во вла­де­ния (пон­тар) княз­цов (мар­гко­ков и ко­ков) вхо­ди­ли ро­до­вые уго­дья сель­ку­пов (ма­та­рым) во гла­ве с бо­га­ты­ря­ми (сен­ги­ре) и зем­ли др. пле­мён. Тер­рито­рия П. О. кон­тро­ли­ро­ва­лась от­ря­дом проф. вои­нов (ля­ков) и опол­че­ни­ем из охот­ни­ков (ку­ты­па­ра). Хо­зяйств. ре­ше­ния при­ни­ма­лись на со­б­ра­ни­ях со­ро­ди­чей (та­кол тяд­жел­ты). На со­б­ра­нии всех лю­дей, под­вла­ст­ных княз­цу-ко­ку (та­кол им­би­куп), со­би­ра­лись на­ло­ги, пла­ти­лась дань, про­да­ва­лась пуш­ни­на, вер­шил­ся суд и про­во­ди­лись кам­ла­ния ша­ма­нов. Раз­ли­ча­лись вла­дель­цы про­мы­сло­вых угодь­ев – со­маль­ку­мыт, тор­гов­цы – ко­ум­да, охот­ни­ки – ма­не­рель­ку­мыт, бед­ня­ки – се­ку­мыт, долж­ни­ки – ют­ку­ла, ра­бы – коч­гу­ла. Об­щая чис­лен­ность на­се­ле­ния П. О. со­став­ля­ла в кон. 16 в. ок. 3–5 тыс. чел. Осн. за­ня­тия на­се­ле­ния П. О.: охо­та, рыб­ная лов­ля, со­хра­ни­лись в ру­ди­мен­тар­ном ви­де зем­ле­де­лие, оле­не­вод­ст­во и ко­не­вод­ст­во. На­се­ле­ние П. О. жи­ло в зем­лян­ках, для за­щи­ты строи­лись зем­ля­ные кре­по­сти.

Мар­гко­ки П. О. ве­ли по­сто­ян­ные вой­ны ме­ж­ду со­бой, с тюр­ка­ми – на юге, ке­та­ми и эвен­ка­ми – на вос­то­ке, ос­тя­ка­ми (хан­та­ми) – на се­ве­ре. П. О. во гла­ве с ца­рём (кня­зем; ом­дыль­ко­ком) Во­ней в кон. 16 в. мог­ла вы­ста­вить до 400 вои­нов. С 1590-х гг. до 1602 про­дол­жал­ся во­ен. кон­фликт П. О. с ока­зав­ши­ми­ся на её тер­ри­то­рии рус. слу­жи­лы­ми людь­ми, ко­то­рые дви­га­лись от устья Ир­ты­ша вверх по Оби. Мар­гкок Бар­дак пе­ре­шёл на рус. сто­ро­ну, в 1593 был за­хва­чен в плен сын Во­ни – Урун­ка. В 1594 на зем­лях пле­ме­ни сор­гу­ла ос­но­ван г. Сур­гут. Во­ня вы­дал ясак для воз­вра­ще­ния сы­на, но стал го­то­вить­ся к на­па­де­нию на Сур­гут. В 1598 по­ход про­тив Во­ни со­вер­ши­ли сур­гу­тя­не совм. с ос­тя­ка­ми (до 500 вои­нов), на зем­лях пле­ме­ни чу­муль­гу­ла был по­стро­ен На­рым­ский ост­рог. Во­ня, ве­ро­ят­но, по­гиб в хо­де это­го кон­флик­та, ом­дыль­ко­ком стал ва­сю­ган­ский мар­гкок Ки­чей. В 1602 рус. от­ря­ды по­да­ви­ли бунт на­рым­ских и кет­ских сель­ку­пов и на зем­ле пле­ме­ни сю­си­гу­ла был по­стро­ен Кет­ский ост­рог. Мар­гко­ки, про­явив­шие ло­яль­ность, ос­та­лись во гла­ве сво­их вла­де­ний, ко­то­рые пре­вра­ти­лись в ино­родч. во­лос­ти в со­ста­ве Сур­гут­ско­го, а за­тем На­рым­ско­го и Кет­ско­го уез­дов, не­ко­то­рые из них пе­ре­шли на рус. служ­бу. Сын Во­ни, Тай­бох­та, стал гла­вой Верх­не-Под­го­род­ней На­рым­ской вол. Ки­чею в Ниж­не-Под­го­род­ней На­рым­ской вол. на­сле­до­ва­ли Ван­гай (же­на­тый на до­че­ри Во­ни) и его сын Мы­дя. В 1-й пол. 17 в. на тер­ри­то­рии П. О. на­счи­ты­ва­лось 14 ино­родч. во­лос­тей (в 19 в. – 24 во­лос­ти). Часть сель­ку­пов, тес­ни­мых с се­ве­ра и юга, в 17 в. пе­ре­шла на жи­тель­ст­во в рай­он рек Таз и Ту­ру­хан, др. часть бы­ла ас­си­ми­ли­ро­ва­на тюр­ка­ми и ос­тя­ка­ми ли­бо об­ру­се­ла.

Лит.: Плот­ни­ков А. Ф. На­рым­ский край (5 стан Том­ско­го уез­да, Том­ской гу­бер­нии). Ис­то­ри­ко-ста­ти­сти­че­ский очерк. СПб., 1901; Пе­лих Г. И. Сель­ку­пы XVII в.: (Очер­ки со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ской ис­то­рии). Но­во­сиб., 1981; Зем­ля Па­ра­бель­ская. Сбор­ник на­уч­но-по­пу­ляр­ных очер­ков к 400-ле­тию На­ры­ма. Томск, 1996; Чин­ди­на Л. А. Пе­гая Ор­да – боль­шо­го ло­ся силь­ный на­род // Вест­ник Том­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го уни­вер­си­те­та. Ис­то­рия. 2013. № 3 (23).

Вернуться к началу