Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МУЗЫКА́ЛЬНЫЙ ЛУК

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 411

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Есипова
Музыкальный лук: 1 – бразильский; 2 – африканский (плюриарк).

МУЗЫКА́ЛЬНЫЙ ЛУК (англ. musical bow), муз. ин­ст­ру­мент, древ­ней­ший хор­до­фон (щип­ко­вый, удар­ный, позд­нее фрик­ци­он­ный). Как пра­ви­ло, од­но­струн­ный (мо­но­хорд во 2-м зна­че­нии). Пред­став­ля­ет со­бой охот­ни­чий лук ли­бо со­гну­тый в ду­гу прут, кон­цы ко­то­ро­го стя­ну­ты стру­ной (обыч­но из рас­тит. во­лок­на). При иг­ре ин­ст­ру­мент за один ко­нец дер­жат в ру­ке, стру­ну у про­ти­во­по­лож­но­го кон­ца за­жи­ма­ют зу­ба­ми, ре­зо­на­то­ром слу­жит ро­то­вая по­лость иг­раю­ще­го. Звук из­вле­ка­ют паль­ца­ми, па­лоч­кой (уда­ра­ми или тре­ни­ем), ны­не смыч­ком. Из­вест­ны 2–3-струн­ные М. л. та­ко­го ви­да, иног­да име­ет­ся ре­зо­на­тор­ный кор­пус (напр., из вы­су­шен­ной тык­вы). Встре­ча­ют­ся М. л., ко­то­рые при иг­ре дер­жат ина­че (напр., при­жи­ма­ют к пле­чу, упи­ра­ют в пол). По­ны­не рас­про­стра­нён в раз­ных ва­ри­ан­тах в Аф­ри­ке, Аме­ри­ке (это – един­ст­вен­ный струн­ный ин­стру­мент, ко­то­рый су­ще­ст­во­вал у ин­дей­цев Юж. Аме­ри­ки до исп. за­вое­ва­ния), Океа­нии, до кон. 20 в. встре­чал­ся в Ин­дии (штат Ке­ра­ла), Вост. Ев­ро­пе (у сла­вян, на­ро­дов По­вол­жья) и у мн. на­ро­дов Сев. и Центр. Азии. Раз­но­вид­ность М. л. – бум­бас (нем. Bumbass), или фла­манд­ский бас, – зап.-ев­роп. смыч­ко­вый мо­но­хорд с ре­зо­на­то­ром из пу­зы­ря, за­жа­тым ме­ж­ду древ­ком и стру­ной; при иг­ре его упи­ра­ют в пол. Бум­бас был рас­про­стра­нён во мно­гих стра­нах Ев­ро­пы в 16–19 вв. как ат­ри­бут кар­на­валь­ной куль­ту­ры.

Спе­ци­фич. раз­но­вид­ность – мно­го­стволь­ный, или мно­го­струн­ный, М. л., т. н. плю­ри­арк (франц. pluriarc; тер­мин впер­вые при­ме­нил швейц. ин­ст­ру­мен­то­вед Ж. Мон­тан­дон в 1919). У та­ко­го М. л. обыч­но име­ет­ся кор­пус (из дре­ве­си­ны, вы­су­шен­ной ты­к­вы). Этот ин­ст­ру­мент ино­гда оп­ре­де­ля­ют как лют­не­вый с не­сколь­ки­ми шей­ка­ми (англ. multiple-nacked lute), ино­гда его от­но­сят к ти­пу ар­фы. Пер­вое изо­бра­же­ние по­доб­но­го ин­ст­ру­мен­та – в трак­та­те М. Пре­то­риу­са «Syntagma musicum-II» (1619), где он опи­сан как «ин­дий­ский». Плю­ри­арк рас­про­стра­нён в Юго-Зап. и Центр. Аф­ри­ке.

Вернуться к началу