МАНГАЗЕ́Я
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАНГАЗЕ́Я (Тазовский город), рус. город в Сибири (1601–72); археологич. памятник федерального значения – городище в Красноселькупском р-не Ямало-Ненецкого автономного округа. М. построена по указу царя Бориса Фёдоровича Годунова воеводой кн. М. М. Шаховским и письменным головой Д. Хрипуновым на правом берегу р. Таз в 280 км от её устья, в месте впадения речки Осетровка (Мангазейка), как место сбора в казну дорогого экспортного меха (соболя и лисицы) от рус. промышленников и ясачного аборигенного населения.
Первоначально, ещё до строительства города, М. называли географич. местность вокруг р. Таз (по имени проживавшего здесь рода энцев Монканси), а Обская и Тазовская губы на картах обозначались как море Мангазейское. В 16 в. поморами был проложен т. н. Мангазейский морской ход по Баренцеву и Карскому морям, волоку через п-ов Ямал, Обской и Тазовской губам в р. Таз. В 1619 указом царя Михаила Фёдоровича этот путь был запрещён по докладу тобольского воеводы кн. И. С. Куракина из-за опасения, что им могут воспользоваться иностранцы для плавания в Сибирь. Осн. путём в М. с этого времени стал маршрут по рекам Иртыш и Обь.
В 1607 при воеводе Д. В. Жеребцове и письменном голове К. П. Давыдове острог был перестроен в дерев. кремль с 5 башнями (4 глухими и одной проездной). Воен. гарнизон М. состоял из 50–60 стрельцов. Постоянное население (750 чел.) занималось ремёслами, торговлей, разводило в экстремальных условиях Заполярья свиней, коров и кур. Через М. проходило значит. количество сибирской пушнины, за что в документах она называлась «златокипящей государевой вотчиной». Большие караваны (до 20–30 кочей – парусно-гребных судов класса река – море) завозили в город товар для населения всего уезда (железо, кожи, ткани, зерно, сухофрукты, напитки, мёд, предметы роскоши, инструменты и т. д.). В период расцвета города в 1-й четв. 17 в. в нём в торговый сезон, по разным подсчётам, могло проживать от 1 до 2 тыс. чел. В М. существовали гостиный двор, тюрьма, съезжая изба, караульная изба, таможня, три церкви – две на посаде (Успенская и Макария Желтоводского) и Троицкий Знаменский собор в кремле, часовня в честь единственного в то время сибирского св. мученика Василия Мангазейского. В кремле и на посаде находились два воеводских двора, двор архиепископа, бани, питейные и игорные заведения.
М. стала осн. базой освоения русскими Крайнего Севера Сибири, через неё начинался путь в Вост. Сибирь, на реки Енисей и Лена. Мангазейский уезд был одним из самых крупных: он простирался от р. Пур на западе до р. Лена на востоке, на юге граничил с Сургутским, Нарымским и Енисейскими уездами. В 1619 в М. произошёл крупный пожар, в 1630–31 она серьёзно разрушена в ходе вооруж. конфликта, возникшего из-за ссоры воевод Г. И. Кокорева и А. Ф. Палицына, в 1642 пожар уничтожил почти весь город.
С кон. 1630-х гг. из-за оскудения промыслов и изменения в направлении товарных потоков М. стала терять значение торгового и адм. центра, который постепенно смещался ближе к Енисею в Туруханское ясачное зимовье (с 1669 здесь практически постоянно проживали воеводы). В 1672 по указу царя Алексея Михайловича оно было преобразовано в г. Новая Мангазея и получило статус уездного центра. Сюда было переведено всё население Мангазеи.
Место, где располагалась М., использовалось некоторое время для сбора ясака, но после нападения «юрацкой самояди» на семьи стрельцов-сборщиков в 1679 было окончательно оставлено. Здесь сохранилась лишь часовня Василия Мангазейского, которая перестраивалась и действовала до 1920-х гг. До недавнего времени местные ненцы называли городище М. «тарава харад» («разрушенный город»).
Раскопки В. Н. Чернецова (1946); М. И. Белова, О. В. Овсянникова и В. Ф. Старкова (1968–70, 1973); Г. П. Визгалова и С. Г. Пархимовича (с 2000). Реконструированы обувь, одежда, дерев. утварь 17 в. Особую ценность представляет собранная в М. большая коллекция судовых деталей, пригодных для науч. реконструкции коча – судна, от которого не осталось чертежей и подробных изображений.