Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РОД

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 575-576

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов

РОД, 1) ряд по­ко­ле­ний кров­ных род­ст­вен­ни­ков, про­ис­хо­дя­щих от об­ще­го пред­ка. 2) В ан­тро­по­ло­гии – пер­во­быт­ный со­ци­аль­ный ин­сти­тут, при­зна­ка­ми ко­то­ро­го яв­ля­ют­ся уни­ли­ней­ный счёт род­ст­ва, воз­во­дя­щий чле­нов Р. к об­ще­му (ре­аль­но­му или ча­ще ми­фи­че­ско­му) пред­ку, эк­зо­га­мия и кор­по­ра­тив­ность, вы­ра­жаю­щая­ся во вза­им­ных пра­вах и обя­зан­но­стях (см. так­же Взаи­мо­по­мощь), в т. ч. в свя­зи с рас­по­ря­же­ни­ем соб­ст­вен­но­стью Р., в куль­те об­щих пред­ков (см. Пред­ков культ), то­те­мов (см. То­те­мизм) и др. сим­во­лах един­ст­ва (на­зва­ние, лич­ные име­на, ри­ту­аль­ные ат­ри­бу­ты и т. п.). Р. ас­со­ции­ро­вал­ся с оп­ре­де­лён­ной тер­ри­то­ри­ей, имел сво­их пред­во­ди­те­лей (гла­ва ро­да, ста­рей­ши­ны), куль­то­вые мес­та и клад­би­ща, об­ра­зо­вы­вал ие­рар­хич. струк­ту­ру – ро­до­вую ор­га­ни­за­цию, что сви­де­тель­ст­ву­ет о на­ли­чии пред­став­ле­ний о вер­ти­каль­ном (ге­неа­ло­ги­че­ском, ли­ней­но-сте­пен­ном) род­ст­ве (см. Сис­те­мы род­ст­ва). Ро­до­вая ор­га­ни­за­ция – один из важ­ней­ших ме­ха­низ­мов под­дер­жа­ния пер­во­быт­но­го кол­лек­ти­виз­ма. В отеч. ан­тро­по­ло­гии су­ще­ст­ву­ет неск. схем опи­са­ния её так­со­но­мич. уров­ней (ли­ний ро­до­вых струк­тур): Р. – ма­лый Р. – пат­ри/мат­ри/ам­би­ли­ния; Р., или клан, – ли­нидж; груп­па Р., или над­род, – Р. – под­раз­де­ле­ния Р. – яд­ро до­мо­хо­зяй­ст­ва, или боль­шой се­мьи (Д. А. Оль­де­рог­ге); клан – сиб, или суб­клан, – Р., или мат­ри/пат­ри­ли­ния, ли­нидж (Н. А. Бу­ти­нов). Лока­ли­зо­ван­ная сту­пень ро­до­вой ор­га­ни­за­ции – собств. Р. – об­ла­да­ет наи­боль­шей це­ло­ст­но­стью. В за­ру­беж­ной со­ци­аль­ной ан­тро­по­ло­гии Р. обо­зна­ча­ет­ся как генс (лат. gens) или клан.

Су­ще­ст­ву­ют 2 осн. на­прав­ле­ния в трак­тов­ке ге­не­зи­са и сущ­но­сти Р. – ро­до­вое и об­щин­ное. Со­глас­но пер­во­му, ха­рак­тер­но­му для ор­то­док­саль­но­го эво­лю­цио­низ­ма, Р. был пер­вич­ной и по­все­ме­ст­но рас­про­стра­нён­ной фор­мой со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции, при­шед­шей на сме­ну «пер­во­быт­но­му ста­ду» (см. в ст. Пер­во­быт­ность). В си­лу эк­зо­га­мии Р. не мог­ли су­ще­ст­во­вать изо­ли­ро­ван­но и воз­ни­ка­ли пле­ме­на, объ­е­ди­няв­шие взаи­мо­брач­ные (эпи­гам­ные) Р. (см. Ду­аль­ная ор­га­ни­за­ция); воз­ник­ший вме­сте с Р. брак пер­во­на­чаль­но имел фор­му груп­по­во­го (ду­аль­но-ро­до­во­го) и дис­ло­каль­но­го бра­ка. Мат­ри­ли­ней­ный Р. (ма­те­рин­ский, ран­ний; см. Мат­ри­ар­хат) рас­смат­ри­вал­ся в ка­че­ст­ве осн. эко­но­мич. и со­ци­аль­но­го ин­сти­ту­та, ко­гда про­из­водств. от­но­ше­ния сов­па­да­ли с кров­но­род­ст­вен­ны­ми и ха­рак­те­ри­зо­ва­лись кол­лек­тив­ным по­треб­ле­ни­ем, об­ще­ро­до­вой соб­ст­вен­но­стью на осн. сред­ст­ва про­из­вод­ст­ва и со­ци­аль­ным ра­вен­ст­вом со­ро­ди­чей. С раз­ви­ти­ем про­из­во­дит. сил, в т. ч. в свя­зи с пе­ре­хо­дом к па­шен­но­му зем­ле­де­лию, ско­то­вод­ст­ву и ме­тал­лур­гии, со­вер­шил­ся пе­ре­ход к пат­ри­ли­ней­но­му Р. (от­цов­ско­му, пат­ри­ар­халь­но­му, позд­не­му; см. Пат­ри­ар­хат), ко­гда осн. эко­но­мич. ин­сти­ту­том ста­но­вит­ся боль­шая пат­ри­ар­халь­ная се­мья, а Р. со­хра­ня­ет в осн. брач­но-ре­гу­ли­рую­щие и ри­ту­аль­ные функ­ции; по­яв­ля­ет­ся ие­рар­хия не­рав­но­прав­ных ро­дов.

С точ­ки зре­ния до­ми­ни­рую­ще­го ны­не об­щин­но­го на­прав­ле­ния, Р. воз­ни­ка­ет не все­гда и пре­им. толь­ко с раз­ви­ти­ем зем­ле­де­лия и осед­ло­сти, ко­гда по­яв­ля­ют­ся вер­ти­каль­ное род­ст­во и ге­неа­ло­гии. В от­ли­чие от об­щи­ны, Р. ни­ко­гда не был про­из­водств. ячей­кой, имел толь­ко брач­но-ре­гу­ли­рую­щие и ри­ту­аль­ные функ­ции. Ма­те­рин­ский и от­цов­ский Р. – рав­но­прав­ные ва­ри­ан­ты, не имею­щие ста­ди­аль­но­го ха­рак­те­ра.

Пе­ре­жит­ки Р. со­хра­ня­ют­ся в пост­пер­во­быт­ных об­ще­ст­вах, осо­бен­но у ко­че­вых и гор­ских на­ро­дов и в эли­тар­ных сло­ях (напр., сред­не­ве­ко­вые ев­роп. дво­рян­ские фа­ми­лии и мо­нар­хич. ди­на­стии). Из­вест­ны так­же слу­чаи ре­ге­не­ра­ции ро­до­вой ор­га­ни­за­ции (т. н. нео­ро­до­вая ор­га­ни­за­ция) в пе­рио­ды ос­лаб­ле­ния го­су­дар­ст­ва (сре­ди рус. пе­ре­се­лен­цев в Си­бирь, на Край­ний Се­вер и Ук­раи­ну, у бу­ров Юж. Аф­ри­ки и др.).

Лит.: Крю­ков М. В. О со­от­но­ше­нии ро­до­вой и па­тро­ни­ми­че­ской (кла­но­вой) ор­га­ни­за­ции // Со­вет­ская эт­но­гра­фия. 1967. № 6; Со­ци­аль­ная ор­га­ни­за­ция на­ро­дов Азии и Аф­ри­ки. М., 1975; Ис­то­рия пер­во­быт­но­го об­ще­ст­ва. М., 1983–1988. Т. 1–3; Ко­ро­та­ев А. В., Обо­лон­ков А. А. Род как фор­ма со­ци­аль­ной ор­гани­за­ции в ра­бо­тах до­ре­во­лю­ци­он­ных рус­ских и со­вет­ских ис­сле­до­ва­те­лей // Уз­ло­вые про­бле­мы ис­то­рии до­ка­пи­та­ли­сти­че­ских об­ществ Вос­то­ка. М., 1990; Алек­се­ев В. П., Пер­шиц А. И. Ис­то­рия пер­во­быт­но­го об­ще­ст­ва. М., 1999; Ран­ние фор­мы со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции. СПб., 2000.

Вернуться к началу