РОД
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РОД, 1) ряд поколений кровных родственников, происходящих от общего предка. 2) В антропологии – первобытный социальный институт, признаками которого являются унилинейный счёт родства, возводящий членов Р. к общему (реальному или чаще мифическому) предку, экзогамия и корпоративность, выражающаяся во взаимных правах и обязанностях (см. также Взаимопомощь), в т. ч. в связи с распоряжением собственностью Р., в культе общих предков (см. Предков культ), тотемов (см. Тотемизм) и др. символах единства (название, личные имена, ритуальные атрибуты и т. п.). Р. ассоциировался с определённой территорией, имел своих предводителей (глава рода, старейшины), культовые места и кладбища, образовывал иерархич. структуру – родовую организацию, что свидетельствует о наличии представлений о вертикальном (генеалогическом, линейно-степенном) родстве (см. Системы родства). Родовая организация – один из важнейших механизмов поддержания первобытного коллективизма. В отеч. антропологии существует неск. схем описания её таксономич. уровней (линий родовых структур): Р. – малый Р. – патри/матри/амбилиния; Р., или клан, – линидж; группа Р., или надрод, – Р. – подразделения Р. – ядро домохозяйства, или большой семьи (Д. А. Ольдерогге); клан – сиб, или субклан, – Р., или матри/патрилиния, линидж (Н. А. Бутинов). Локализованная ступень родовой организации – собств. Р. – обладает наибольшей целостностью. В зарубежной социальной антропологии Р. обозначается как генс (лат. gens) или клан.
Существуют 2 осн. направления в трактовке генезиса и сущности Р. – родовое и общинное. Согласно первому, характерному для ортодоксального эволюционизма, Р. был первичной и повсеместно распространённой формой социальной организации, пришедшей на смену «первобытному стаду» (см. в ст. Первобытность). В силу экзогамии Р. не могли существовать изолированно и возникали племена, объединявшие взаимобрачные (эпигамные) Р. (см. Дуальная организация); возникший вместе с Р. брак первоначально имел форму группового (дуально-родового) и дислокального брака. Матрилинейный Р. (материнский, ранний; см. Матриархат) рассматривался в качестве осн. экономич. и социального института, когда производств. отношения совпадали с кровнородственными и характеризовались коллективным потреблением, общеродовой собственностью на осн. средства производства и социальным равенством сородичей. С развитием производит. сил, в т. ч. в связи с переходом к пашенному земледелию, скотоводству и металлургии, совершился переход к патрилинейному Р. (отцовскому, патриархальному, позднему; см. Патриархат), когда осн. экономич. институтом становится большая патриархальная семья, а Р. сохраняет в осн. брачно-регулирующие и ритуальные функции; появляется иерархия неравноправных родов.
С точки зрения доминирующего ныне общинного направления, Р. возникает не всегда и преим. только с развитием земледелия и оседлости, когда появляются вертикальное родство и генеалогии. В отличие от общины, Р. никогда не был производств. ячейкой, имел только брачно-регулирующие и ритуальные функции. Материнский и отцовский Р. – равноправные варианты, не имеющие стадиального характера.
Пережитки Р. сохраняются в постпервобытных обществах, особенно у кочевых и горских народов и в элитарных слоях (напр., средневековые европ. дворянские фамилии и монархич. династии). Известны также случаи регенерации родовой организации (т. н. неородовая организация) в периоды ослабления государства (среди рус. переселенцев в Сибирь, на Крайний Север и Украину, у буров Юж. Африки и др.).