Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПУШТУ́НЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 49

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. С. Пелевин;Е. М. Гороховик (устное творчество)

ПУШТУ́НЫ (аф­ган­цы; са­мо­на­зва­ния: паш­тун, пах­тун, пуш­тун, пух­тун), ира­ноя­зыч­ный на­род в Ср. и Юж. Азии. Жи­вут в ис­то­рич. обл. Пуш­ту­ни­стан на се­ве­ро-за­па­де Па­ки­ста­на (Пах­тунх­ва, совр. Хай­бер-Пах­тунх­ва; 28 млн. чел. – 2014, оцен­ка) и в Аф­га­ни­ста­не (12,9 млн. чел.; круп­ней­шая эт­нич. груп­па, пре­об­ла­да­ют на за­па­де, юге и вос­то­ке стра­ны); про­жи­ва­ют так­же на се­ве­ре Ин­дии (в осн. штат Ут­тар-Пра­деш, 11 тыс. чел. – перепись 2001; ин­дий­цы пуш­тун­ско­го про­ис­хож­де­ния – до 10 млн. чел.), вос­то­ке Ира­на (ос­та­ны Хо­ра­сан-Те­за­ви и Юж. Хо­ра­сан, св. 120 тыс. чел.) и юго-за­па­де Тад­жи­ки­ста­на (юго-за­пад Хат­лон­ской обл.; 36 тыс. чел.), а так­же в ОАЭ (от 350 до 650 тыс. чел.), Ве­ли­ко­бри­та­нии (св. 100 тыс. чел.) и др. Язык пуш­ту, го­во­рят так­же на да­ри, ур­ду, хин­ду­ста­ни и др. В осн. му­суль­ма­не-сун­ни­ты, есть шии­ты и сик­хи.

Ве­ро­ят­ная пра­ро­ди­на П. – рай­он Су­лей­ма­но­вых гор на се­ве­ро-за­па­де совр. Па­ки­ста­на. Упо­ми­на­ют­ся как аф­ган­цы (аф­ган, аб­ган) в иран. ис­точ­ни­ках с 3 в. Ве­ро­ят­но, до 14–16 вв. не бы­ли пол­но­стью ис­ла­ми­зи­ро­ва­ны. В 14–15 вв. рас­се­ли­лись на се­ве­ре Па­ки­ста­на (Пе­ша­вар­ская рав­ни­на, Бан­ну, Дир, Сват) и вос­то­ке Аф­га­ни­ста­на (до­ли­ны Ка­бу­ла, Ар­ган­да­ба, Гиль­мен­да), ас­си­ми­ли­руя ме­ст­ные пле­ме­на. В 16–18 вв. сло­жи­лись пер­вые кня­же­ст­ва: Ако­ра у пле­ме­ни хат­так, у гиль­зай­ских пле­мён в Кан­да­га­ре и у аб­да­ли в Ге­ра­те. Даль­ней­ше­му рас­се­ле­нию П. спо­соб­ст­во­ва­ло об­ра­зо­ва­ние в 1747 дер­жа­вы Ах­мад-ша­ха Дур­рани­. Пуш­тун­ские пле­ме­на (ка­ум, ка­би­ле) рас­па­да­ют­ся на 4 вет­ви: сар­ба­ни (дур­ра­ни; мо­манд – в осн. ви­лая­ты Кун­дуз, Газ­ни, Ку­нар и Нан­гар­хар в Аф­га­ни­ста­не; шин­ва­ри – в осн. в центр. и юго-вост. час­ти ви­лая­та Нан­гар­хар и в центр. час­ти ви­лая­та Пар­ван; юсуф­заи – ок­ру­га Ма­ла­канд, Сват, Дир в Па­ки­ста­не и др.), би­та­ни (гиль­заи; ло­ди – ок­ру­га Ма­ла­канд, Сват, Дир, Шанг­ла, Торг­ар и др.), гур­гуш­ти (са­фи – вилаят Кунар и ок­руг Ко­хи-Са­фи на юго-вос­то­ке ви­лая­та Пар­ван; ка­кар – вос­ток ви­лая­та Кан­да­гар в Аф­гани­ста­не и хре­бет То­ба-Ка­кар на се­ве­ре Бе­луд­жи­ста­на в Па­ки­ста­не и др.) и кар­ла­ни (дзад­зи, за­дран и ман­гал – ви­ла­ят Хост в Аф­га­ни­ста­не; орак­заи и бан­гаш – до­ли­на р. Кур­рам; ва­зи­ры – в ис­то­рич. обл. Ва­зи­ри­стан в Па­ки­ста­не, ме­ж­ду ре­ка­ми Гу­маль и Кур­рам; хат­так – пра­во­бе­ре­жье Ин­да юж­нее р. Ка­бул; аф­ри­дии – рай­он Хай­бер­ско­го пе­ре­ва­ла и до­ли­на р. Ба­ра и др.). Пле­ме­на вклю­ча­ют ро­ды (хель), ка­ж­дый обыч­но жи­вёт в сво­ём по­се­ле­нии; пле­ме­на воз­глав­ля­ют­ся ха­на­ми, управ­ля­ют­ся со­ве­том (джир­га) ро­до­вых ста­рей­шин (ма­лик). Боль­шое зна­че­ние име­ют обыч­ное пра­во (пуш­тун­ва­лай), обы­чаи кров­ной мес­ти (ба­дал, пор), гос­те­при­им­ст­ва (мел­ма­па­лэ­на), ре­гу­ляр­ных пе­ре­де­лов (веш) пле­мен­ной зем­ли (та­па, нал­ла) и т. п. Счёт род­ст­ва пат­ри­линей­ный. В де­рев­нях име­ют­ся муж­ские и гос­те­вые до­ма (мих­ман-ха­на, худ­жра). Брак со­про­во­ж­да­ет­ся уп­ла­той ка­лы­ма (вал­вар), рас­про­стра­нён ле­ви­рат.

Женский костюм: 1 – вилаят Фарьяб; 2 – вилаят Пактика.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов по­лу­пус­тынь и пус­тынь Ср. Азии. За­ни­ма­ют­ся по­лив­ным зем­ле­де­ли­ем (рас­про­стра­не­ны под­зем­ные ка­на­лы кя­ри­зы), не­ко­то­рые пле­ме­на – ко­че­вым или по­лу­ко­че­вым ско­то­вод­ст­вом, в го­рах – от­гон­ным ско­то­вод­ст­вом; раз­ви­ты ре­мёс­ла (тка­че­ст­во, про­из-во ков­ров, вой­ло­ка, юве­лир­ное де­ло и др.), ка­ра­ван­ная тор­гов­ля. Жи­ли­ще гли­но­бит­ное с пло­ской кры­шей, ко­чев­ни­ки жи­вут в па­лат­ках (кег­дэй) из гру­бой тка­ни (ба­рак), из козь­ей шер­сти. Оде­ж­да – очень ши­ро­кие шта­ны (пар­туг) на вздёр­ж­ке, длин­ная ру­ба­ха, ха­лат; верх­ней оде­ж­дой у муж­чин слу­жат шаль (ша­рэй), ов­чин­ный или вой­лоч­ный каф­тан (ко­сай), у жен­щин – очень ши­ро­кая на­кид­ка на го­ло­ву (даст­мал), скры­ваю­щая ли­цо и те­ло. Муж­ской го­лов­ной убор – тюр­бан, па­па­ха или бе­рет с за­ка­тан­ны­ми в об­руч края­ми (пэ­кол).

Уст­ное твор­че­ст­во – ге­неа­ло­гич. пре­да­ния, ле­ген­ды, сказ­ки и др. Рас­про­стра­не­ны так­же во­каль­ные жан­ры тап­па, дас­тан, лан­дэй (дву­сти­шия), ни­ма­кэй, чар­бай­та, та­ра­на и др. Фор­мы инд. клас­сич. му­зы­ки рас­про­стра­ни­лись во 2-й пол. 19 в., гл. обр. в ира­ни­зи­ро­ван­ной при­двор­ной сре­де в Ка­бу­ле: дхру­пад, га­зал (ка­буль­ская тра­ди­ция; род­ст­вен­на ана­ло­гич­ной фор­ме в му­зы­ке хин­ду­ста­ни, её ос­но­ва – ра­га и та­ла). Из муз. ин­ст­ру­мен­тов наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны струн­ные смыч­ко­вые – ру­баб (об­щий с каш­мир­ца­ми и бе­луд­жа­ми, соль­ный и ак­ком­па­ни­рую­щий), са­рин­да (об­щий с бе­луд­жа­ми); ис­поль­зу­ют­ся так­же инд. щип­ко­вый си­тар, бад­жа (гар­мо­ни­ум, или руч­ная фис­гар­мо­ния), шпе­лэй (бам­бу­ко­вая флей­та), сур­най (го­бой), дол (2-сто­рон­ний ба­ра­бан), ду­п­ра (ва­ри­ант инд. мем­бра­но­фо­на таб­ла), ман­гай (во­дя­ной ба­ра­бан, по кор­пу­су ко­то­ро­го по­хло­пы­ва­ют ру­ка­ми), на­га­ра (пар­ные ли­тав­ры) и др. П. куль­ти­ви­ру­ют ре­чи­та­цию Ко­ра­на (та­ла­ват). В сре­де тра­диц. му­зы­кан­тов су­ще­ст­ву­ет раз­де­ле­ние на про­фес­сио­на­лов (кас­би) и лю­би­те­лей (шав­ки). На тра­диц. ос­но­ве вы­ра­бо­тал­ся стиль по­пу­ляр­но­го пев­ца Ах­ма­да За­хи­ра (1946–1979). Сре­ди тан­цев: бан­гра (рас­про­стра­нён так­же у пенд­жаб­цев), ха­так и его раз­но­вид­ность атан (во­ен­ный та­нец с ме­ча­ми, ис­пол­няе­мый на от­кры­том воз­ду­хе под ак­ком­па­не­мент удар­ных и ду­хо­вых). Му­зы­ка П. – ос­но­ва об­ще­нац. муз. сти­ля в Аф­га­ни­ста­не.

Лит.: Ас­ла­нов М. Г. Аф­ган­цы // На­ро­ды Пе­ред­ней Азии. М., 1957; Ас­ла­нов М. Г., Коч­нев В. И. Пуш­ту­ны // На­ро­ды Юж­ной Азии. М., 1963.

Вернуться к началу