ПУШТУ́НЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПУШТУ́НЫ (афганцы; самоназвания: паштун, пахтун, пуштун, пухтун), ираноязычный народ в Ср. и Юж. Азии. Живут в историч. обл. Пуштунистан на северо-западе Пакистана (Пахтунхва, совр. Хайбер-Пахтунхва; 28 млн. чел. – 2014, оценка) и в Афганистане (12,9 млн. чел.; крупнейшая этнич. группа, преобладают на западе, юге и востоке страны); проживают также на севере Индии (в осн. штат Уттар-Прадеш, 11 тыс. чел. – перепись 2001; индийцы пуштунского происхождения – до 10 млн. чел.), востоке Ирана (останы Хорасан-Тезави и Юж. Хорасан, св. 120 тыс. чел.) и юго-западе Таджикистана (юго-запад Хатлонской обл.; 36 тыс. чел.), а также в ОАЭ (от 350 до 650 тыс. чел.), Великобритании (св. 100 тыс. чел.) и др. Язык пушту, говорят также на дари, урду, хиндустани и др. В осн. мусульмане-сунниты, есть шииты и сикхи.
Вероятная прародина П. – район Сулеймановых гор на северо-западе совр. Пакистана. Упоминаются как афганцы (афган, абган) в иран. источниках с 3 в. Вероятно, до 14–16 вв. не были полностью исламизированы. В 14–15 вв. расселились на севере Пакистана (Пешаварская равнина, Банну, Дир, Сват) и востоке Афганистана (долины Кабула, Аргандаба, Гильменда), ассимилируя местные племена. В 16–18 вв. сложились первые княжества: Акора у племени хаттак, у гильзайских племён в Кандагаре и у абдали в Герате. Дальнейшему расселению П. способствовало образование в 1747 державы Ахмад-шаха Дуррани. Пуштунские племена (каум, кабиле) распадаются на 4 ветви: сарбани (дуррани; моманд – в осн. вилаяты Кундуз, Газни, Кунар и Нангархар в Афганистане; шинвари – в осн. в центр. и юго-вост. части вилаята Нангархар и в центр. части вилаята Парван; юсуфзаи – округа Малаканд, Сват, Дир в Пакистане и др.), битани (гильзаи; лоди – округа Малаканд, Сват, Дир, Шангла, Торгар и др.), гургушти (сафи – вилаят Кунар и округ Кохи-Сафи на юго-востоке вилаята Парван; какар – восток вилаята Кандагар в Афганистане и хребет Тоба-Какар на севере Белуджистана в Пакистане и др.) и карлани (дзадзи, задран и мангал – вилаят Хост в Афганистане; оракзаи и бангаш – долина р. Куррам; вазиры – в историч. обл. Вазиристан в Пакистане, между реками Гумаль и Куррам; хаттак – правобережье Инда южнее р. Кабул; афридии – район Хайберского перевала и долина р. Бара и др.). Племена включают роды (хель), каждый обычно живёт в своём поселении; племена возглавляются ханами, управляются советом (джирга) родовых старейшин (малик). Большое значение имеют обычное право (пуштунвалай), обычаи кровной мести (бадал, пор), гостеприимства (мелмапалэна), регулярных переделов (веш) племенной земли (тапа, налла) и т. п. Счёт родства патрилинейный. В деревнях имеются мужские и гостевые дома (михман-хана, худжра). Брак сопровождается уплатой калыма (валвар), распространён левират.
Традиц. культура типична для народов полупустынь и пустынь Ср. Азии. Занимаются поливным земледелием (распространены подземные каналы кяризы), некоторые племена – кочевым или полукочевым скотоводством, в горах – отгонным скотоводством; развиты ремёсла (ткачество, произ-во ковров, войлока, ювелирное дело и др.), караванная торговля. Жилище глинобитное с плоской крышей, кочевники живут в палатках (кегдэй) из грубой ткани (барак), из козьей шерсти. Одежда – очень широкие штаны (партуг) на вздёржке, длинная рубаха, халат; верхней одеждой у мужчин служат шаль (шарэй), овчинный или войлочный кафтан (косай), у женщин – очень широкая накидка на голову (дастмал), скрывающая лицо и тело. Мужской головной убор – тюрбан, папаха или берет с закатанными в обруч краями (пэкол).
Устное творчество – генеалогич. предания, легенды, сказки и др. Распространены также вокальные жанры таппа, дастан, ландэй (двустишия), нимакэй, чарбайта, тарана и др. Формы инд. классич. музыки распространились во 2-й пол. 19 в., гл. обр. в иранизированной придворной среде в Кабуле: дхрупад, газал (кабульская традиция; родственна аналогичной форме в музыке хиндустани, её основа – рага и тала). Из муз. инструментов наиболее распространены струнные смычковые – рубаб (общий с кашмирцами и белуджами, сольный и аккомпанирующий), саринда (общий с белуджами); используются также инд. щипковый ситар, баджа (гармониум, или ручная фисгармония), шпелэй (бамбуковая флейта), сурнай (гобой), дол (2-сторонний барабан), дупра (вариант инд. мембранофона табла), мангай (водяной барабан, по корпусу которого похлопывают руками), нагара (парные литавры) и др. П. культивируют речитацию Корана (талават). В среде традиц. музыкантов существует разделение на профессионалов (касби) и любителей (шавки). На традиц. основе выработался стиль популярного певца Ахмада Захира (1946–1979). Среди танцев: бангра (распространён также у пенджабцев), хатак и его разновидность атан (военный танец с мечами, исполняемый на открытом воздухе под аккомпанемент ударных и духовых). Музыка П. – основа общенац. муз. стиля в Афганистане.