Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕЛУ́ДЖИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 265

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Н. Москаленко; Е. М. Гороховик (музыкальная культура)
Белудж.

БЕЛУ́ДЖИ (ба­лош, ба­луш; са­мо­на­зва­ние – ба­лу­чи, ба­ло­чи), на­род в Па­ки­ста­не (Бе­луд­жи­стан и Синд). Де­лят­ся на за­пад­ных (1,2 млн. чел.), вос­точ­ных (1,8 млн. чел.) и юж­ных (2,8 млн. чел., 1998, оцен­ка) Б. Жи­вут так­же на юго-вос­то­ке Ира­на (зап. и юж. Б. – 856 тыс. чел.; пров. Сис­тан и Бе­луд­жи­стан), юго-за­па­де Аф­га­ни­ста­на (зап. Б. – 200 тыс. чел.; бас­сейн р. Гиль­менд), Турк­ме­нии (зап. Б. – 38 тыс. чел.), Тад­жи­ки­ста­не, Ома­не (юж. Б. – 312 тыс. чел.), Объ­еди­нён­ных Араб­ских Эми­ра­тах (юж. Б. – 100 тыс. чел.), се­ве­ре Ин­дии (вост. Б. – 5 тыс. чел.; шта­ты Ут­тар-Пра­деш и Гу­джа­рат). Го­во­рят на бе­лудж­ском язы­ке. Рас­про­стра­не­ны так­же язы­ки фар­си (в Ира­не), да­ри и пуш­ту (в Аф­га­ни­ста­не), турк­мен­ский (в Турк­ме­нии), араб­ский (в Ома­не и ОАЭ), ур­ду (в Ин­дии). По ре­ли­гии в осн. му­суль­ма­не-сун­ни­ты ха­на­фитского мазхаба, распространена син­кретич. секта Зикри.

Пер­вое упо­ми­на­ние о Б., жив­ших на юге Ира­на (Кер­ман и Фарс), от­но­сит­ся к 7 в. н. э. Их пред­ки, ве­ро­ят­но, ира­но­языч­ные пле­ме­на, при­шед­шие из Сев. Ира­на (юж. по­бе­ре­жье Кас­пий­ско­го м.) в 1-м тыс. н. э. Са­ми Б. счи­та­ют свои­ми пред­ка­ми вы­ход­цев из Си­рии. Впо­след­ст­вии они рас­се­ля­лись на се­вер и вос­ток, на­па­дая на зем­ле­дельч. на­се­ле­ние и об­ра­щая часть об­ра­ба­ты­вае­мых зе­мель в па­ст­би­ща. К 10 в. они дос­тиг­ли Хо­ра­са­на, к 13 в. – Син­да, к кон. 14 в. – Пенд­жа­ба. С кон. 17 в. Б. иг­ра­ли за­мет­ную роль в «Бра­гуй­ской кон­фе­де­ра­ции пле­мён» Ка­ла­та. В кон. 19 – 1-й пол. 20 вв. не­од­но­крат­но под­ни­ма­ли ан­ти­иран­ские и ан­ти­анг­лий­ские вос­ста­ния. Пле­ме­на бо­рют­ся за рас­ши­ре­ние ав­то­но­мии и со­хра­не­ние тра­диционного ук­ла­да жиз­ни.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов пус­тынь и по­лу­пус­тынь Сред­ней и Пе­ред­ней Азии. Осн. за­ня­тия – ко­че­вое и по­лу­ко­че­вое ско­то­вод­ст­во и по­лив­ное зем­ле­де­лие, на по­бе­ре­жье – ры­бо­лов­ст­во. Знат­ные ско­то­во­ды час­то сда­ва­ли па­хот­ные зем­ли арен­да­то­рам (рай­ят-хам­сайя) из по­ки­нув­ших свои пле­ме­на Б. или инд. зем­ле­дельч. каст (джа­ты и др.). Раз­ви­то ков­ро­тка­че­ст­во. Жи­ли­ще ко­чев­ни­ков – па­лат­ка (ге­дан), кры­тая шер­стя­ной тка­нью, дли­ной до 10 м; име­ет от­де­ле­ние для ско­та. Оде­ж­да – ши­ро­кие шта­ны-ша­ро­ва­ры, длин­ная ру­ба­ха, без­ру­кав­ка, ха­лат, по­кры­ва­ло (у муж­чин – па­ту, у жен­щин – ча­дыр). Тра­диц. пи­ща – пре­сные ле­пёш­ки, ки­слое мо­ло­ко, ово­щи, жа­рен­ная с со­лью са­ран­ча. Со­хра­ня­ют­ся: де­ле­ние на пле­ме­на-бу­лак (ри­ги, на­руи, ис­ма­ил­заи, ла­ша­ри, даш­тиа­ри и др. – в Ира­не, мар­ри, буг­ти, рах­ша­ни, ринд и др. – в Па­ки­ста­не), кла­ны (бха­ра), пат­ри­ли­ней­ные ро­ды (пхал­ли), управ­ляе­мые во­ж­дя­ми (сар­дар); обыч­ное пра­во, до­ис­лам­ские ве­ро­ва­ния, фольк­лор (ге­ро­ич. и ис­то­рич. эпос и бал­ла­ды, со­дер­жа­щие пле­мен­ные ге­неа­ло­гии, ис­пол­няе­мые ска­зи­те­ля­ми-ду­ма­ми; сказ­ки, ле­ген­ды, бас­ни, пес­ни; ха­рак­тер­ны муж­ские во­ин­ские тан­цы). Рас­про­стра­не­ны кон­ные со­стя­за­ния, пе­ту­ши­ные бои и т. п. Ас­си­ми­ли­ру­ют­ся синд­ха­ми и пер­са­ми.

В му­зы­каль­ной куль­ту­ре раз­ли­ча­ют­ся сев. и юж. тра­ди­ции. Для по­след­ней ха­рак­тер­ны: шер­ван­ди  иск-во пев­цов-со­лис­тов (т. н. клас­сич. му­зы­ка Б., об­ла­даю­щая осо­бой утон­чён­но­стью и раз­ви­то­стью), пе­сен­ный жанр га­зал тран­со­вая ри­ту­аль­ная му­зы­ка; ко­лы­бель­ные (лу­ли), «пес­ни пе­ча­ли» (зай­рак), цикл об­ря­до­вых пе­сен, со­про­во­ж­даю­щих ро­ж­де­ние ре­бён­ка, пес­ни сва­деб­но­го об­ря­да. Но­си­те­ли проф. муз. тра­ди­ций Б. гл. обр. пред­ста­ви­те­ли со­ци­аль­ной груп­пы ос­та («мас­те­ра»), унас­ле­до­вав­шие своё мас­тер­ст­во от пред­ков-ко­чев­ни­ков (в их сре­де при­ня­то гор­дить­ся сво­ей ге­неа­ло­ги­ей), но имею­щие от­но­си­тель­но низ­кий ста­тус (к этой груп­пе от­но­сят­ся так­же куз­не­цы, юве­ли­ры, из­го­то­ви­те­ли ков­ров). Из муз. ин­ст­ру­мен­тов наи­бо­лее ти­пи­чен струн­ный смыч­ко­вый со­руд (ана­ло­ги  инд. са­рин­да, не­пальск. гай­не)  при­над­леж­ность проф. му­зы­кан­тов; он ис­поль­зу­ет­ся как со­ли­рую­щий и в ка­че­ст­ве сопро­во­ж­даю­ще­го в во­каль­ных ком­по­зи­ци­ях. Пар­ная флей­та до­не­ли (ана­ло­ги  инд. ал­го­за, са­та­ра) ис­поль­зу­ет­ся гл. обр. в тран­со­вой му­зы­ке. По­пу­ляр­ны струн­ные щип­ко­вые тан­бу­рак, се­тар, флей­та ка­лам, удар­ные ин­ст­ру­мен­ты. Иг­ра на муз. ин­ст­ру­мен­тах  пре­ро­га­ти­ва муж­чин, жен­щи­ны ис­пол­ня­ют толь­ко во­каль­ный ре­пер­ту­ар.

Лит.: Пи­ку­лин М. Г. Бе­луд­жи. М., 1959; Сказ­ки, бас­ни и ле­ген­ды бе­луд­жей. 2-е изд. М., 1989.

Вернуться к началу