БЕЛУ́ДЖИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕЛУ́ДЖИ (балош, балуш; самоназвание – балучи, балочи), народ в Пакистане (Белуджистан и Синд). Делятся на западных (1,2 млн. чел.), восточных (1,8 млн. чел.) и южных (2,8 млн. чел., 1998, оценка) Б. Живут также на юго-востоке Ирана (зап. и юж. Б. – 856 тыс. чел.; пров. Систан и Белуджистан), юго-западе Афганистана (зап. Б. – 200 тыс. чел.; бассейн р. Гильменд), Туркмении (зап. Б. – 38 тыс. чел.), Таджикистане, Омане (юж. Б. – 312 тыс. чел.), Объединённых Арабских Эмиратах (юж. Б. – 100 тыс. чел.), севере Индии (вост. Б. – 5 тыс. чел.; штаты Уттар-Прадеш и Гуджарат). Говорят на белуджском языке. Распространены также языки фарси (в Иране), дари и пушту (в Афганистане), туркменский (в Туркмении), арабский (в Омане и ОАЭ), урду (в Индии). По религии в осн. мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба, распространена синкретич. секта Зикри.
Первое упоминание о Б., живших на юге Ирана (Керман и Фарс), относится к 7 в. н. э. Их предки, вероятно, ираноязычные племена, пришедшие из Сев. Ирана (юж. побережье Каспийского м.) в 1-м тыс. н. э. Сами Б. считают своими предками выходцев из Сирии. Впоследствии они расселялись на север и восток, нападая на земледельч. население и обращая часть обрабатываемых земель в пастбища. К 10 в. они достигли Хорасана, к 13 в. – Синда, к кон. 14 в. – Пенджаба. С кон. 17 в. Б. играли заметную роль в «Брагуйской конфедерации племён» Калата. В кон. 19 – 1-й пол. 20 вв. неоднократно поднимали антииранские и антианглийские восстания. Племена борются за расширение автономии и сохранение традиционного уклада жизни.
Традиц. культура типична для народов пустынь и полупустынь Средней и Передней Азии. Осн. занятия – кочевое и полукочевое скотоводство и поливное земледелие, на побережье – рыболовство. Знатные скотоводы часто сдавали пахотные земли арендаторам (райят-хамсайя) из покинувших свои племена Б. или инд. земледельч. каст (джаты и др.). Развито ковроткачество. Жилище кочевников – палатка (гедан), крытая шерстяной тканью, длиной до 10 м; имеет отделение для скота. Одежда – широкие штаны-шаровары, длинная рубаха, безрукавка, халат, покрывало (у мужчин – пату, у женщин – чадыр). Традиц. пища – пресные лепёшки, кислое молоко, овощи, жаренная с солью саранча. Сохраняются: деление на племена-булак (риги, наруи, исмаилзаи, лашари, даштиари и др. – в Иране, марри, бугти, рахшани, ринд и др. – в Пакистане), кланы (бхара), патрилинейные роды (пхалли), управляемые вождями (сардар); обычное право, доисламские верования, фольклор (героич. и историч. эпос и баллады, содержащие племенные генеалогии, исполняемые сказителями-думами; сказки, легенды, басни, песни; характерны мужские воинские танцы). Распространены конные состязания, петушиные бои и т. п. Ассимилируются синдхами и персами.
В музыкальной культуре различаются сев. и юж. традиции. Для последней характерны: шерванди – иск-во певцов-солистов (т. н. классич. музыка Б., обладающая особой утончённостью и развитостью), песенный жанр газал – трансовая ритуальная музыка; колыбельные (лули), «песни печали» (зайрак), цикл обрядовых песен, сопровождающих рождение ребёнка, песни свадебного обряда. Носители проф. муз. традиций Б. гл. обр. представители социальной группы оста («мастера»), унаследовавшие своё мастерство от предков-кочевников (в их среде принято гордиться своей генеалогией), но имеющие относительно низкий статус (к этой группе относятся также кузнецы, ювелиры, изготовители ковров). Из муз. инструментов наиболее типичен струнный смычковый соруд (аналоги – инд. саринда, непальск. гайне) – принадлежность проф. музыкантов; он используется как солирующий и в качестве сопровождающего в вокальных композициях. Парная флейта донели (аналоги – инд. алгоза, сатара) используется гл. обр. в трансовой музыке. Популярны струнные щипковые танбурак, сетар, флейта калам, ударные инструменты. Игра на муз. инструментах – прерогатива мужчин, женщины исполняют только вокальный репертуар.