Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БА́ЛТЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 725-726

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. И. Кулаков

БА́ЛТЫ, груп­па на­ро­дов, го­во­ря­щих на бал­тий­ских язы­ках. На­зва­ние вве­де­но в 1845 прус. ис­то­ри­ком Г. Нес­сель­ма­ном. Ан­тич­ные ав­то­ры всех (или часть) Б. на­зы­ва­ли эс­тия­ми (aestii). Со­по­став­ле­ние дан­ных язы­ко­зна­ния, письм. и ар­хео­логич. ис­точ­ни­ков поз­во­ля­ет вы­де­лить неск. групп Б. К зап. Б. от­но­сят­ся га­лин­ды (см. Бо­га­чёв­ская куль­ту­ра), прус­сы, ят­вя­ги, кур­ши, ла­ма­ты, скаль­вы и др. на­ро­ды, жив­шие на тер­ри­то­рии Ка­ли­нинг­рад­ской обл. Рос­сии, Сев.-Вост. Поль­ши, Зап. Лит­вы. К вост. Б. от­но­сят­ся лит­ва, аукш­тай­ты, же­май­ты, ­лат­га­лы, зем­га­лы, се­лы, за­ни­мав­шие Вост. Лит­ву, Юж. и Вост. Лат­вию. С вы­де­ляе­мы­ми пре­им. по дан­ным то­по­ни­мии днеп­ров­ски­ми и ок­ски­ми Б. со­от­но­сят ар­хео­ло­ги­че­ские штри­хо­ван­ной ке­ра­ми­ки куль­ту­ру, днеп­ро­двин­скую куль­ту­ру, ве­ро­ят­но, часть дья­ков­ской куль­ту­ры, па­мят­ни­ки ти­па Мо­щи­но и др., рас­про­ст­ра­нён­ные в ран­нем же­лез­ном ве­ке от По­не­ма­нья до Верх­не­го По­очья и Мос­кво­ре­чья, а так­же из­ве­ст­ную по др.-рус. ле­то­пи­сям го­лядь. Позд­нее днеп­ров­ские и часть зап. Б. ас­си­ми­ли­ро­ва­ны сла­вя­на­ми, часть зап. Б. в ре­зуль­та­те эк­спан­сии Тев­тон­ского ор­де­на – нем­ца­ми. Дру­гие ста­ли ча­стью совр. балт. на­ро­дов – ли­тов­цев и ла­ты­шей.

Балтское воспроизведение фибулы эпохи Великого переселения народов. Паланга. 10–11 вв. Бронза. Народный музей Литвы (Вильнюс).

Вре­мя вы­де­ле­ния Б. из мас­си­ва ин­доев­ро­пей­цев, как и на­ли­чие у Б. об­щей «ис­ход­ной» куль­ту­ры, спор­но. По ар­хео­ло­гич. дан­ным, на куль­ту­ры Б. су­ще­ст­вен­ное воз­дей­ст­вие ока­за­ли неск. волн влия­ний и, воз­мож­но, пе­ре­се­ле­ний из Центр. Ев­ро­пы: яс­торф­ской куль­ту­ры и по­морс­кой куль­ту­ры в эпо­ху сред­не­го Ла­те­на, вель­бар­ской куль­ту­ры в 3–4 вв. Ян­тар­ный путь свя­зы­вал Б. с Рим. им­пе­ри­ей. Учас­тие балт. от­ря­дов в со­бы­ти­ях Ве­ли­ко­го пе­ре­се­ле­ния на­ро­дов при­ве­ло в 5–6 вв. к зна­чит. из­ме­не­нию струк­ту­ры балт­ских куль­тур. Тем не ме­нее мн. куль­ту­ры Б. ха­рак­те­ри­зу­ют­ся осо­бен­ной ус­той­чи­во­стью форм, поя­вив­ших­ся в пе­ри­о­ды ин­но­ва­ций (рис.). Хо­тя фор­ми­ро­ва­ние дру­жин­ных и про­то­го­род­ских цент­ров в зо­не Б. от­но­сит­ся к 9–10 вв., пер­вое го­су­дар­ст­во у Б. сфор­ми­ро­ва­лось в 13 в. (см. Ве­ли­кое кня­же­ст­во Ли­тов­ское). Хрис­ти­ан­ст­во у Б. рас­про­ст­ра­ни­лось зна­чи­тель­но позд­нее, чем у со­се­дей. В язы­че­ских ре­лиг. пред­став­ле­ни­ях про­сле­жи­ва­ют об­щие чер­ты балт. куль­тур, от­ра­жаю­щие ар­ха­ич. пласт ин­до­ев­роп. ми­фо­ло­гии: куль­ты вер­хов­но­го бо­га (лат. Diẽ­vas), бо­га-гро­мо­верж­ца (лит. Per­k ̅u­nas), эле­мен­ты близ­неч­но­го куль­та и др.

Вернуться к началу