Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СРЕ́ДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВА́ТЕЛЬНАЯ ШКО́ЛА

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 123-124

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СРЕ́ДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВА́ТЕЛЬНАЯ ШКО́ЛА, тип учеб­но­го за­ве­де­ния, обес­пе­чи­ваю­ще­го на ба­зе на­чаль­ной шко­лы ста­нов­ле­ние лич­но­сти, – ба­зо­вое и пол­ное сред­нее об­ра­зо­ва­ние, под­го­тов­ку к со­з­на­тель­но­му вы­бо­ру про­фес­сии и про­дол­же­нию об­ра­зо­ва­ния в про­фес­сио­наль­ных и выс­ших учеб­ных за­ве­де­ни­ях. Его фор­ми­ро­ва­ние свя­за­но с диф­фе­рен­циа­ци­ей об­ще­го и проф. об­ра­зо­ва­ния. С по­яв­ле­ни­ем в Ев­ро­пе (11–14 вв.) уни­вер­си­те­тов их под­го­то­вит. от­де­ле­ния иг­ра­ли роль сред­них школ, в ко­то­рых пре­по­да­ва­лись семь сво­бод­ных ис­кусств. По­сле 6–7-лет­не­го обу­че­ния сту­ден­ты по­лу­ча­ли воз­мож­ность про­дол­жать об­ра­зо­ва­ние на од­ном из осн. фа­куль­те­тов (бо­го­слов­ском, мед., юри­ди­че­ском). С 16 в. де­ти со­стоя­тель­ных ро­ди­те­лей мог­ли учить­ся в гор. сред­них шко­лах (кол­ле­ги­ях, учё­ных шко­лах или ла­тин­ских шко­лах) с 8–10-лет­ним сро­ком обу­че­ния. Тип сред­ней шко­лы с яр­ко вы­ра­жен­ным гу­ма­ни­тар­но-фи­ло­ло­гич. ук­ло­ном – гим­на­зия – по­лу­чил рас­про­стра­не­ние с 17 в. Пер­спек­ти­ва об­ра­зо­ва­ния в ун-те дол­гое вре­мя оп­ре­де­ля­ла пред­став­ле­ние о за­да­чах С. о. ш. Од­на­ко, стре­мясь по­лу­чить хо­ро­шее об­щее об­ра­зо­ва­ние, не все уча­щие­ся свя­зы­ва­ли своё бу­ду­щее имен­но с ун-том, не все рас­по­ла­га­ли и со­от­вет­ст­вую­щи­ми воз­мож­но­стя­ми. Это при­ве­ло к вы­де­ле­нию не­пол­ной сред­ней шко­лы. В 19 в. на т. н. уни­вер­си­тет­ские про­фес­сии ори­ен­ти­ро­ва­лась оп­ре­де­лён­ная груп­па гим­на­зий, да­вав­ших клас­си­че­ское об­ра­зо­ва­ние. Аль­тер­на­ти­вой ему ста­ло ре­аль­ное об­ра­зо­ва­ние. На даль­ней­шее раз­ви­тие С. о. ш. в кон. 19 в. ока­за­ли влия­ние идеи но­во­го вос­пи­та­ния, еди­ной шко­лы и тру­до­вой шко­лы. По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны С. о. ш. ста­ла мас­со­вой в боль­шин­ст­ве стран Ев­ро­пы и Аме­ри­ки. Срок обу­че­ния уве­ли­чил­ся – в пол­ной С. о. ш. до 12–13 лет. Не­пол­ное сред­нее об­ра­зо­ва­ние ста­ло иг­рать роль ба­зо­во­го об­ра­зо­ва­ния (в боль­шин­ст­ве стран – обя­за­тель­ное). По­сле 1917 в РСФСР и др. сов. рес­пуб­ли­ках С. о. ш. строи­лась как еди­ная, тру­до­вая, по­ли­тех­ни­че­ская. Пер­вы­ми до­ку­мен­та­ми, оп­ре­де­лив­ши­ми её струк­ту­ру и со­дер­жа­ние ра­бо­ты, бы­ли «По­ло­же­ние о еди­ной тру­до­вой шко­ле РСФСР» и «Ос­нов­ные прин­ци­пы еди­ной тру­до­вой шко­лы» (1918). В них про­воз­гла­ша­лись рав­но­пра­вие в об­ра­зо­ва­нии, его все­общ­ность, раз­ви­тие са­мо­стоя­тель­но­сти уча­щих­ся. Еди­ная для всех сло­ёв на­се­ле­ния тру­до­вая шко­ла (9 лет обу­че­ния) име­ла 2 сту­пе­ни: на­чаль­ную с 5-лет­ним (позд­нее с 4-лет­ним) сро­ком обу­че­ния (воз­раст де­тей 8–13 лет) и сред­нюю с 4-лет­ним (позд­нее с 5-лет­ним) сро­ком обу­че­ния (воз­раст де­тей 13–17 лет). С 1932/33 учеб­но­го го­да вве­дён 10-лет­ний срок обу­че­ния. Су­ще­ст­во­ва­ли так­же шко­лы ФЗО и ФЗУ, шко­лы кре­сть­ян­ской (кол­хоз­ной) и сель­ской мо­ло­дё­жи, по­сле окон­ча­ния ко­то­рых уча­щие­ся мог­ли по­сту­пать в 8-й класс шко­лы-де­ся­ти­лет­ки или в сред­ние спец. учеб­ные за­ве­де­ния. В 1964 срок обу­че­ния в С. о. ш. был сокра­щён на 1 год. По­лу­чи­ли раз­ви­тие С. о. ш. с уг­луб­лён­ным изу­че­ни­ем отд. пред­ме­тов – иностр. язы­ков, ма­те­ма­ти­ки, фи­зи­ки, хи­мии, био­ло­гии и др.

В сер. 1980-х гг. про­изош­ло даль­ней­шее ре­фор­ми­ро­ва­ние сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния. С. о. ш. ста­ла 11-лет­ней (за счёт уве­ли­че­ния сро­ка на­чаль­но­го обу­че­ния). В нач. 1990-х гг. по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние и др. ти­пы сред­них об­ще­об­ра­зо­ват. уч­ре­ж­де­ний (гим­на­зии, ли­цеи, кол­лед­жи). Соз­да­ны не­го­су­дарств. С. о. ш., в т. ч. ори­ен­ти­ро­ван­ные на ра­бо­ту по аль­тер­на­тив­ным и ав­тор­ским про­грам­мам обу­че­ния. Осу­ще­ст­в­ляе­мый с 1990-х гг. пе­ре­ход от на­бо­ра кон­крет­ных учеб­ных пред­ме­тов к об­ра­зо­ват. об­лас­тям от­крыл воз­мож­но­сти для по­вы­ше­ния ва­риа­тив­но­сти С. о. ш., что, в свою оче­редь, по­зво­ли­ло пол­нее удов­ле­тво­рить раз­но­об­раз­ные об­ра­зо­ват. по­треб­но­сти отд. ка­те­го­рий уча­щих­ся, а в стар­ших клас­сах – обес­пе­чить до­про­фес­сио­наль­ную под­го­тов­ку. Курс С. о. ш. рас­смат­ри­ва­ет­ся как од­но из на­прав­ле­ний реа­ли­за­ции не­пре­рыв­но­го об­ра­зо­ва­ния.

Вернуться к началу