СРЕ́ДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВА́ТЕЛЬНАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СРЕ́ДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВА́ТЕЛЬНАЯ ШКО́ЛА, тип учебного заведения, обеспечивающего на базе начальной школы становление личности, – базовое и полное среднее образование, подготовку к сознательному выбору профессии и продолжению образования в профессиональных и высших учебных заведениях. Его формирование связано с дифференциацией общего и проф. образования. С появлением в Европе (11–14 вв.) университетов их подготовит. отделения играли роль средних школ, в которых преподавались семь свободных искусств. После 6–7-летнего обучения студенты получали возможность продолжать образование на одном из осн. факультетов (богословском, мед., юридическом). С 16 в. дети состоятельных родителей могли учиться в гор. средних школах (коллегиях, учёных школах или латинских школах) с 8–10-летним сроком обучения. Тип средней школы с ярко выраженным гуманитарно-филологич. уклоном – гимназия – получил распространение с 17 в. Перспектива образования в ун-те долгое время определяла представление о задачах С. о. ш. Однако, стремясь получить хорошее общее образование, не все учащиеся связывали своё будущее именно с ун-том, не все располагали и соответствующими возможностями. Это привело к выделению неполной средней школы. В 19 в. на т. н. университетские профессии ориентировалась определённая группа гимназий, дававших классическое образование. Альтернативой ему стало реальное образование. На дальнейшее развитие С. о. ш. в кон. 19 в. оказали влияние идеи нового воспитания, единой школы и трудовой школы. После 2-й мировой войны С. о. ш. стала массовой в большинстве стран Европы и Америки. Срок обучения увеличился – в полной С. о. ш. до 12–13 лет. Неполное среднее образование стало играть роль базового образования (в большинстве стран – обязательное). После 1917 в РСФСР и др. сов. республиках С. о. ш. строилась как единая, трудовая, политехническая. Первыми документами, определившими её структуру и содержание работы, были «Положение о единой трудовой школе РСФСР» и «Основные принципы единой трудовой школы» (1918). В них провозглашались равноправие в образовании, его всеобщность, развитие самостоятельности учащихся. Единая для всех слоёв населения трудовая школа (9 лет обучения) имела 2 ступени: начальную с 5-летним (позднее с 4-летним) сроком обучения (возраст детей 8–13 лет) и среднюю с 4-летним (позднее с 5-летним) сроком обучения (возраст детей 13–17 лет). С 1932/33 учебного года введён 10-летний срок обучения. Существовали также школы ФЗО и ФЗУ, школы крестьянской (колхозной) и сельской молодёжи, после окончания которых учащиеся могли поступать в 8-й класс школы-десятилетки или в средние спец. учебные заведения. В 1964 срок обучения в С. о. ш. был сокращён на 1 год. Получили развитие С. о. ш. с углублённым изучением отд. предметов – иностр. языков, математики, физики, химии, биологии и др.
В сер. 1980-х гг. произошло дальнейшее реформирование системы образования. С. о. ш. стала 11-летней (за счёт увеличения срока начального обучения). В нач. 1990-х гг. получили распространение и др. типы средних общеобразоват. учреждений (гимназии, лицеи, колледжи). Созданы негосударств. С. о. ш., в т. ч. ориентированные на работу по альтернативным и авторским программам обучения. Осуществляемый с 1990-х гг. переход от набора конкретных учебных предметов к образоват. областям открыл возможности для повышения вариативности С. о. ш., что, в свою очередь, позволило полнее удовлетворить разнообразные образоват. потребности отд. категорий учащихся, а в старших классах – обеспечить допрофессиональную подготовку. Курс С. о. ш. рассматривается как одно из направлений реализации непрерывного образования.