КО́ЛЛЕДЖ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́ЛЛЕДЖ (англ. college), учебное заведение в системах образования гл. обр. Великобритании, стран Брит. Содружества и США. По уровню подготовки различают 3 типа К.: соответствующие уровню высшей школы и входящие в состав университетов; занимающие положение между средними и высшими учебными заведениями; соответствующие старшим классам средней школы. К. первого типа возникли в нач. 13 в. в Англии. В традиц. виде их исторически сложившийся тип доныне сохранился в Оксфордском и Кембриджском ун-тах. К. занимают отд. здания, в которых студенты разных факультетов живут и обучаются под рук. одного из преподавателей К. (тьютора), посещая также лекции в ун-те. Каждый К. пользуется автономией – выбирает своих должностных лиц и постоянных членов, имеет своих лекторов и тьюторов и т. д. К., входящие в состав др. ун-тов Великобритании, как правило, являются специализир. вузами, пользующимися значит. самостоятельностью. К. университетского типа, являясь высшими учебными заведениями, тем не менее не обладают правом выдавать диплом и присуждать степень; их студенты держат экзамен по программе университета перед университетскими преподавателями. Со временем такие К. становятся университетами.
По образцу английских в 17 в. появились К. в США, где они до сих пор являются наиболее распространённым типом высшего учебного заведения. Одни из них входят в состав ун-тов, другие – самостоят. учебные заведения. Большинство К. – 4-летние (гуманитарные или естественно-научные; чаще в одном К. существуют оба направления). Программа носит академич. характер. В течение первых 2 лет обучения студенты проходят на более высоком, чем в средней школе, уровне курс общего образования, который дифференцируется в зависимости от будущей специализации студента, а на старших двух курсах углублённо изучают 1–2 предмета либо гуманитарного, либо естеств.-математич. цикла. Окончившие курс получают степень бакалавра. После 2-го курса можно перейти на один из факультетов ун-та. К. не дают специализир. подготовки.
К. второго типа – специализированные, гл. обр. технические, выросли из механич. ин-тов по образцу колледжа Финсбери (кон. 19 в., Лондон). Первоначально давали подготовку ремесленникам и лицам, занимавшим определённые должности в пром-сти. В 1960-е гг. большинство из них было реорганизовано в политехнич. ин-ты. Гл. виды специализир. К. – технич., коммерч., домоводческие, художественные, с.-х., медицинские; дают различную по уровню квалификацию. Среднее спец. образование обеспечивают 2-летние К., повышенное – 4–5-летние.
К. третьего типа (2–3-летние) дают среднее проф. образование по технич., коммерч., с.-х. и др. специальностям, не требующим высшего образования (напр., библиотечного работника, медсестры).
В 1960-х гг. в США возник новый тип К. – многофункциональный (называется также общественным, зональным, коммунальным или региональным); предлагает два типа программ: профессиональные (среднее технич. или среднее проф. образование) и академические (высшее образование). В 1970-х гг. в осн. в Великобритании появился т. н. К. 6-го класса – учебное заведение, соответствующее двум старшим классам полной средней школы; готовит учащихся к поступлению в вуз.
В Рос. Федерации с нач. 1990-х гг. назв. «К.» принимают некоторые новые или реорганизованные учебные заведения – техникумы и равные им по образовательному и социальному статусу училища. В формировании и развитии рос. К. наметились два направления, которые условно можно назвать научным и прагматическим. Науч. направление характеризуется стремлением создать тип К., наиболее близкий к классическому англ. К., существующему при университете. Создаётся образоват. система «К. – университет», в рамках которой решается единая задача – подготовка высококвалифициров. специалистов. Прагматич. направленностью на удовлетворение кадровых потребностей отличаются т. н. многоотраслевые, муниципальные и региональные К. – многоцелевые учебные заведения, дающие, как правило, среднее проф. образование, в т. ч. педагогич., инж.-педагогич., муз.-педагогич., коммерч., экономическое и пр.