ЕДИ́НАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЕДИ́НАЯ ШКО́ЛА, принцип организации системы образования, обеспечивающий преемственность и открытость всех его ступеней от низшей до высшей. Е. ш. предоставляет учащимся установленный государством объём общеобразоват. знаний (в т. ч. базовых) независимо от социального, имущественного, национального, расового положения их родителей; обеспечивает каждому учащемуся по окончании средней общеобразоват. школы право на продолжение образования, в т. ч. в вузах. Принцип Е. ш. означает, что для всех образоват. учреждений страны существуют единые принципы, цели и задачи воспитания и обучения, преемственность образоват. программ разл. ступеней обучения, а также единая система управления образованием. Е. ш. не отрицает, а предполагает наличие разл. типов образоват. учреждений, а также своеобразие в построении учебных планов и программ, организации учебно-воспитат. процесса в каждом учебном заведении с учётом нац., социально-культурных и др. особенностей.
В истории педагогич. мысли принцип Е. ш. стал составной частью крупных педагогич. теорий. Как принцип организации гос. образоват. системы он рассматривался в дискуссиях нац. собраний в период Вел. франц. революции (проекты Ш. М. Талейрана, М. Ж. Кондорсе, Л. М. Лепелетье). Идею Е. ш. развивали И. Песталоцци, теоретики неогуманизма (Г. Кершенштейнер, П. Наторп, нем. педагог Л. Гурлитт) и др.
В практике организации системы образования идеи Е. ш. были реализованы прежде всего в США, где школа, наряду с общеобразоват. задачами, решала проблему сплочения выходцев из семей разных наций в единую амер. нацию. Со 2-й пол. 19 в. на принципах Е. ш. были перестроены школьные системы Австро-Венгрии, Дании, Норвегии, Швейцарии, Германии, Франции.
В отеч. педагогике принцип Е. ш. сформулирован Ф. И. Янковичем де Мириево и оформлен в Уставе 1804, получив развитие в период экономич. реформ 1860-х гг. Е. ш. уделено большое внимание в материалах Всерос. съезда по нар. образованию (1913–14) и в проекте реформы образования, разработанном под рук. П. Н. Игнатьева во время 1-й мировой войны.
«Положением об единой трудовой школе РСФСР» (1918) в России создавалась общеобразоват. школа из двух ступеней с обязательным и бесплатным обучением. Впоследствии структура школы постоянно менялась, создавались 7-, 9-, 10- и 11-летняя школа (в 2000 принята концепция 12-летней общеобразоват. школы), школы рабочей молодёжи, школы колхозной молодёжи и пр. Преемственность с высшими учебными заведениями обеспечивали рабочие факультеты. Закон РФ об образовании (1992) также строится на принципе Е. ш. и предусматривает создание учебных заведений разл. организационно-правовых форм, типов и видов, в которых реализуются преемственные общеобразоват. и проф.-образоват. программы разл. уровня и направленности.