Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЕДИ́НАЯ ШКО́ЛА

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 620-621

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Богуславский

ЕДИ́НАЯ ШКО́ЛА, прин­цип ор­га­ни­за­ции сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния, обес­пе­чи­ваю­щий пре­ем­ст­вен­ность и от­кры­тость всех его сту­пе­ней от низ­шей до выс­шей. Е. ш. пре­дос­тав­ля­ет уча­щим­ся ус­та­нов­лен­ный го­су­дар­ст­вом объ­ём об­ще­об­ра­зо­ват. зна­ний (в т. ч. ба­зо­вых) не­за­ви­си­мо от со­ци­аль­но­го, иму­ще­ст­вен­но­го, на­цио­наль­но­го, ра­со­во­го по­ло­же­ния их ро­ди­те­лей; обес­пе­чи­ва­ет ка­ж­до­му уча­ще­му­ся по окон­ча­нии сред­ней об­ще­об­ра­зо­ват. шко­лы пра­во на про­дол­же­ние об­ра­зо­ва­ния, в т. ч. в ву­зах. Прин­цип Е. ш. оз­на­ча­ет, что для всех об­ра­зо­ват. уч­ре­ж­де­ний стра­ны су­ще­ст­ву­ют еди­ные прин­ци­пы, це­ли и за­да­чи вос­пи­та­ния и обу­че­ния, пре­ем­ст­вен­ность об­ра­зо­ват. про­грамм разл. сту­пе­ней обу­че­ния, а так­же еди­ная сис­те­ма управ­ле­ния об­ра­зо­ва­ни­ем. Е. ш. не от­ри­ца­ет, а пред­по­ла­га­ет на­ли­чие разл. ти­пов об­ра­зо­ват. уч­ре­ж­де­ний, а так­же свое­об­ра­зие в по­строе­нии учеб­ных пла­нов и про­грамм, ор­га­ни­за­ции учеб­но-­вос­пи­тат. про­цес­са в ка­ж­дом учеб­ном за­ве­де­нии с учё­том нац., со­ци­аль­но-куль­тур­ных и др. осо­бен­но­стей.

В ис­то­рии пе­да­го­гич. мыс­ли прин­цип Е. ш. стал со­став­ной ча­стью круп­ных пе­да­го­гич. тео­рий. Как прин­цип ор­га­ни­за­ции гос. об­ра­зо­ват. сис­те­мы он рас­смат­ри­вал­ся в дис­кус­си­ях нац. со­б­ра­ний в пе­ри­од Вел. франц. ре­во­лю­ции (про­ек­ты Ш. М. Та­лей­ра­на, М. Ж. Кон­дор­се, Л. М. Ле­пе­ле­тье). Идею Е. ш. раз­ви­ва­ли И. Пес­та­лоц­ци, тео­ре­ти­ки не­огу­ма­низ­ма (Г. Кер­шен­штей­нер, П. На­торп, нем. пе­да­гог Л. Гур­литт) и др.

В прак­ти­ке ор­га­ни­за­ции сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния идеи Е. ш. бы­ли реа­ли­зо­ва­ны пре­ж­де все­го в США, где шко­ла, на­ря­ду с об­ще­об­ра­зо­ват. за­да­ча­ми, ре­ша­ла про­бле­му спло­че­ния вы­ход­цев из се­мей раз­ных на­ций в еди­ную амер. на­цию. Со 2-й пол. 19 в. на прин­ци­пах Е. ш. бы­ли пе­ре­строе­ны школь­ные сис­те­мы Ав­ст­ро-­Венг­рии, Да­нии, Нор­ве­гии, Швей­ца­рии, Гер­ма­нии, Фран­ции.

В отеч. пе­да­го­ги­ке прин­цип Е. ш. сфор­му­ли­ро­ван Ф. И. Ян­ко­ви­чем де Ми­рие­во и оформ­лен в Ус­та­ве 1804, по­лу­чив раз­ви­тие в пе­риод эко­но­мич. ре­форм 1860-х гг. Е. ш. уде­ле­но боль­шое вни­ма­ние в ма­те­риа­лах Все­рос. съез­да по нар. об­ра­зо­ва­нию (1913–14) и в про­ек­те ре­фор­мы об­ра­зо­ва­ния, раз­ра­бо­тан­ном под рук. П. Н. Иг­нать­е­ва во вре­мя 1-й ми­ро­вой вой­ны.

«По­ло­же­ни­ем об еди­ной тру­до­вой шко­ле РСФСР» (1918) в Рос­сии соз­да­ва­лась об­ще­об­ра­зо­ват. шко­ла из двух сту­пе­ней с обя­за­тель­ным и бес­плат­ным обу­че­ни­ем. Впо­след­ст­вии струк­ту­ра шко­лы по­сто­ян­но ме­ня­лась, соз­да­ва­лись 7-, 9-, 10- и 11-лет­няя шко­ла (в 2000 при­ня­та кон­цеп­ция 12-лет­ней об­ще­об­ра­зо­ват. шко­лы), шко­лы ра­бо­чей мо­ло­дё­жи, шко­лы кол­хоз­ной мо­ло­дё­жи и пр. Пре­ем­ст­вен­ность с выс­ши­ми учеб­ны­ми за­ве­де­ния­ми обес­пе­чи­ва­ли ра­бо­чие фа­куль­те­ты. За­кон РФ об об­ра­зо­ва­нии (1992) так­же стро­ит­ся на прин­ци­пе Е. ш. и пре­ду­смат­ри­ва­ет соз­да­ние учеб­ных за­ве­де­ний разл. ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вых форм, ти­пов и ви­дов, в ко­то­рых реа­ли­зу­ют­ся пре­ем­ст­вен­ные об­ще­об­ра­зо­ват. и проф.-об­ра­зо­ват. про­грам­мы разл. уров­ня и на­прав­лен­но­сти.

Лит.: Гур­литт Л. Про­бле­мы все­об­щей еди­ной шко­лы. СПб., 1914; Иор­дан­ский Н. Н. Про­бле­ма еди­ной шко­лы // Тру­до­вая шко­ла в све­те ис­то­рии и со­вре­мен­но­сти. 2-е изд. М.; Л., 1925.

Вернуться к началу