ЛЕПЕЛЕТЬЕ́ ДЕ СЕН-ФАРЖО ЛУИ МИШЕЛЬ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕПЕЛЕТЬЕ́, Лепелетье де Сен-Фаржо (Le Peletier de Saint-Fargeau) Луи Мишель (29.5.1760, Париж – 20.1.1793, там же), деятель Французской революции 18 в. Из аристократич. семьи, сын пред. Парижского суда. С 1777 работал адвокатом, в 1785 занял отцовский пост. В 1789 избран в Генеральные штаты от дворянства, в июле 1789 перешёл на сторону третьего сословия. Голосовал за отмену дворянских привилегий. В июне – июле 1790 пред. Учредит. собрания. В 1792 избран в Конвент. Чл. Якобинского клуба. В янв. 1793 голосовал за казнь Людовика XVI. Смертельно ранен роялистом.
Л. – автор составленного в духе идей Ж. Ж. Руссо «Плана национального воспитания» (1793), предусматривавшего введение всеобщего начального бесплатного образования детей. Критикуя представленный К-том по нар. образованию проект, в основе которого лежали идеи М. Ж. Кондорсе, Л. считал необходимым охватить всех детей унифицированной системой гос. начального образования и воспитания. Он предлагал создать «дома нац. воспитания» (с интернатами; для мальчиков 5–12 лет, девочек 5–11 лет), финансирование которых осуществлять в значит. мере благодаря спец. налогу (гл. обр. за счёт богатых). За отказ поместить ребёнка в интернат родители лишались бы гражд. прав и подвергались штрафам. В целях трудового воспитания дети должны были работать на полях и в ремесленных мастерских, обслуживать себя, ухаживать за стариками (в этих целях Л. предлагал объединить интернаты с приютами для престарелых). В программу начального обучения предполагалось включать рассказы из истории революции, понятие о конституции, основы морали; преподавание религии исключалось. В таком воспитании Л. видел путь обновления общества, связывал с ним утопич. надежды на уничтожение нищеты, смягчение и даже преодоление социального неравенства. Л., как и Кондорсе, выделял 3 высшие ступени образования: средние школы, ин-ты и лицеи, куда будут приниматься учащиеся по конкурсу и стипендиаты. Проект Л. был одобрен М. Робеспьером, обсуждался в Конвенте (июль 1793), было принято решение о создании «домов нац. воспитания» (без обязат. помещения детей в интернат), но спустя 2 мес отменено.