МИЛЮКО́В ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИЛЮКО́В Павел Николаевич [15(27).1.1859, Москва – 31.3.1943, Экс-ле-Бен, деп-т Савойя, Франция], рос. обществ. и политич. деятель, историк, социолог. Дворянин. Окончил историко-филологич. факультет Моск. ун-та (1882), ученик В. О. Ключевского и П. Г. Виноградова. Преподавал в Моск. ун-те (1886–95), читал курсы по историографии («Главные течения русской исторической мысли», 1897), историч. географии и истории колонизации России. Участвовал в работе разл. историч. обществ (Об-ва истории и древностей российских, Моск. археологич. об-ва и др.). Со 2-й пол. 1880-х гг. сотрудничал в газ. «Русские ведомости», журналах «Русская мысль», «Вопросы философии и психологии», «Мир Божий», «Русское богатство» и др. Участвовал в деятельности Моск. к-та грамотности. В 1895 уволен из Моск. ун-та с запретом преподавания за критику самодержавия в публичных лекциях, выслан в адм. порядке в Рязань. Участвовал в археологич. раскопках городища Старой Рязани. В 1897 получил разрешение выехать в Болгарию, преподавал историю в Софийском высшем уч-ще, в 1898–99 участвовал в археологич. раскопках на юж. берегу Мраморного м., в Македонии и Старой Сербии. В июле 1899 вернулся в Россию. В янв. 1901 арестован за речь, произнесённую на студенческом собрании, посвящённом памяти П. Л. Лаврова, через неск. месяцев освобождён с запретом жить в С.-Петербурге. В 1902–05 путешествовал, читал лекции в Великобритании, Франции, США о рус. экономике, финансах и политике (изд. в Чикаго под назв. «Россия и её кризис», 1905).
В магистерской дис. «Государственное хозяйство России в 1-й четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого» (1892; пр. С. М. Соловьёва) на основе анализа впервые введённого в науч. оборот архивного материала отстаивал тезис о том, что «европеизация России не есть продукт заимствования, а неизбежный результат внутренней эволюции, одинаковый в принципе у России с Европой, но лишь задержанный условиями среды». Этот тезис стал одним из важнейших элементов историч. концепции М., опиравшейся на позитивизм О. Конта, историч. идеи С. М. Соловьёва. М. считал, что на ход и результат историч. развития «национального организма» оказывают влияние 3 фактора: внутр. законы развития, присущие всякому обществу; особенности природной среды и внешнее окружение; влияние отдельной историч. личности. М. ввёл понятие «культурной истории», понимая под этим термином совокупность экономич., социальной, политич., духовной сторон историч. эволюции каждого нац. образования. С этих позиций проанализировал историю России, включая её предысторию – зарождение национальностей, происхождение славянства и рус. антропологич. типа («Очерки по истории русской культуры», т. 1–3, 1896–1903; вышло неск. изданий, в т. ч. на иностр. языках). Одной из гл. особенностей рос. историч. развития считал значительно бо́льшую, по сравнению со странами Зап. Европы, роль в нём государства: по мнению М., тенденция западноевропейского развития – «снизу вверх», внутр. развитие общества привело к возникновению государства; в России – наоборот, гос. организация сложилась раньше, чем её мог создать процесс внутр. экономич. и социального развития. Из-за этого государство в борьбе за существование вынуждено было прибегать к мобилизации всех сил посредством жёсткого политич. режима, что в свою очередь привело к аморфности социальной структуры и её подчинённости гос. потребностям. Дворянство, по мнению М., давно исчерпало свой историч. потенциал и тормозило развитие общества. Постоянными объектами критики М. являлись славянофильство и марксизм.
В нач. 1900-х гг. М. стал одним из ведущих идеологов рос. либерализма. Один из организаторов издания ж. «Освобождение» (1902), написал для 1-го номера программную ст. «От русских конституционалистов». В 1904 кооптирован в совет Союза освобождения. В апр. 1905, с началом Революции 1905–07, вернулся в Россию, один из организаторов и пред. (май – август) Союза союзов. Лидер, один из ведущих теоретиков Конституционно-демократической партии (КДП), пред. её ЦК (с 1915). Руководил кадетскими фракциями 1–4-й Гос. дум, хотя и не был депутатом в первых двух, ориентировал фракцию КДП на законотворческую работу в рамках конституц. оппозиции. После досрочного роспуска 1-й Гос. думы один из инициаторов и авторов Выборгского воззвания. С 1906 в числе гл. публицистов и соредактор газ. «Речь», являвшейся фактически центр. органом партии. Участвовал в переговорах с С. Ю. Витте (в окт./нояб. 1905) и П. А. Столыпиным (май – июнь 1906) о возможности вхождения кадетов в правительство. После выхода сб. «Вехи» выступил с опровержением содержащейся в нём критики интеллигенции, считал её наиболее последовательной носительницей идеи государственности («Интеллигенция и историческая традиция», 1910).
С началом 1-й мировой войны призвал к ведению её до победного конца ради укрепления позиций России на Балканах, обеспечения контроля над проливами Босфор и Дарданеллы. Инициатор создания и лидер «Прогрессивного блока» (авг. 1915).1(14).11.1916 выступил в Гос. думе с надуманными обвинениями (фактически – в измене) в адрес имп. Александры Фёдоровны и Б. В. Штюрмера, что вызвало широкий обществ. резонанс. В Февр. революцию 1917 чл. Временного к-та Гос. думы, сыграл ключевую роль в переговорах с представителями Исполкома Петросовета об образовании Временного правительства и его программе. Мин. иностр. дел Врем. правительства [со 2(15).3.1917]. Участвовал в переговорах с вел. кн. Михаилом Александровичем, уговаривал его занять престол, полагая, что правительство без опоры на привычный символ власти «окажется утлой ладьёй, которая потонет в океане народных волнений». Опубликовал ноту [18.4(1.5).1917], подтвердившую верность России союзнич. договорам и намерение вести войну до победного конца, которая вызвала первый кризис Врем. правительства и отставку М. 2(15).5.1917. Поддержал Корнилова выступление 1917, сделав ставку на установление в стране воен. диктатуры. Выступал с резкой критикой всех трёх коалиц. кабинетов Врем. правительства за их неспособность восстановить законность и порядок; призывал к борьбе с угрозой прихода к власти большевиков.
После Окт. революции 1917 один из организаторов попыток объединения антибольшевистских сил в России и за границей. Товарищ председателя всерос. Национального центра и Совета государственного объединения России. Участвовал в Ясском совещании представителей антибольшевистских сил и союзнич. командования (нояб. 1918), в составе делегации совещания выехал в Зап. Европу, рассчитывая добиться поддержки антибольшевистского движения со стороны политич. кругов стран Европы. Чл. К-та освобождения России (создан в янв. 1919 в Лондоне при материальной поддержке правительства А. В. Колчака), в 1920 редактор лондонского еженедельника «The New Russia»; опубликовал кн. «Большевизм: международная опасность» (1920). В кон. 1920 М. переехал во Францию. В эмиграции науч. интересы М. были тесно связаны с анализом рос. революц. процесса и перспектив развития Сов. России. М. возлагал вину за трагич. развитие событий в России прежде всего на власть, которая упорно противилась мирному разрешению назревшей потребности в реформах. Причину прихода к власти большевиков видел в слабости рос. государственности («История второй русской революции», 1921–24, вып. 1–3). После поражения армии П. Н. Врангеля 21.12.1921 М. выступил в Париже перед группой членов кадетской партии с программным докладом «Что делать после Крымской катастрофы». По его мнению, в основе поражения Белого движения лежали прежде всего не воен. неудачи, а политич. просчёты его руководителей, в числе которых он, в частности, выделил попытку перерешить аграрный вопрос в интересах помещиков и реакционную националистич. политику. М. отрицательно оценил политич. роль кадетов в Гражд. войне 1917–22 и считал, что партия дискредитировала себя в глазах населения, поддержав режимы воен. диктатуры. Он настаивал на признании вооруж. борьбы с сов. властью извне законченной и предлагал отказаться от курса на воен. диктатуру, учитывать волю масс, которые за годы революции и Гражд. войны из объекта власти превратились в её субъект. М. высказывался в поддержку республики, федерации, радикальной земельной реформы. Главным тактич. партнёром кадетов М. видел умеренных социалистов. Идеи М., получившие назв. «новая тактика», вызвали отрицательную реакцию многих членов КДП и способствовали расколу в среде кадетской эмиграции. В 1921 М. возглавил Парижскую демократич. группу (с 1924 – Республиканско-демократич. группа) партии народной свободы. 28.3.1922 в Берлине офицер-монархист совершил неудавшуюся попытку покушения на Милюкова.
Внешнеполитич. акции сов. правительства М. оценивал по тому, насколько они способствуют повышению обороноспособности России, превращению её в великую державу. Считал оправданным подписание в авг. 1939 договора о ненападении между СССР и Германией, советско-финляндскую войну 1939–40 расценил как осуществление идеи державности. После победы РККА в Сталинградской битве 1942–43 написал статью «Правда о большевизме» («Русский патриот», 1944, 11 нояб.), в которой заявил о солидарности с сов. руководством, признал его роль в восстановлении «рус. государственности».
Автор воспоминаний, охватывающих 1859–1917 (опубл. в 1955).