РА́БСТВО
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РА́БСТВО, система общественных взаимоотношений, при которой человек рассматривается как собственность другого человека или государства. Начальной формой Р., характерной для позднепервобытных обществ, являлось патриархальное рабство. В Р. обращали военнопленных, должников, иногда преступников. Рабов покупали в соседних государствах (см. Работорговля) или ввозили из завоёванных земель. Порабощение соплеменников не поощрялось, в связи с чем долговое Р. было отменено в 594–593 до н. э. в Афинах Древних, в 326 до н. э. – в Риме Древнем (продолжало существовать в некоторых рим. провинциях). В государствах Древнего Востока, несмотря на попытки его ограничения (напр., Хаммурапи законы, законодательства правителей эпохи эллинизма и др.), долговое Р. сохранялось.
В государствах Востока на смену патриархальному Р. пришло т. н. восточное Р., которое имело с ним много общих черт. Для вост. цивилизаций характерно представление о том, что всё население находится в рабском положении по отношению к правителю. От собственно рабов необходимо отличать подневольных людей, лишённых собственности на средства произ-ва. Существенным различием между ними являлась личная зависимость раба от своего хозяина. В ряде государств (напр., в Вавилонии) рабы, принадлежавшие правителю, храму или частным рабовладельцам и не имевшие своего хозяйства, трудились на землях хозяев: они работали за пайки и отдавали всё произведённое владельцу земли. Др. формой их эксплуатации стала выдача рабам надела, на котором они вели своё хозяйство и отдавали часть произведённого. В Египте Древнем рабы (баку) принадлежали частным лицам и, в отличие от остального населения (хемуу нисут), не включались в гос. сферу распределения трудовых сил. Они являлись домашними рабами и практически не использовались на полевых работах. Рабский труд в крупных хозяйствах (даже на царских землях, значительно расширившихся в результате завоеваний) не являлся рентабельным, ибо требовал установления постоянного надзора. В связи с этим более выгодным было отпускать рабов на оброк. Они занимались ремеслом, мелкой торговлей, арендовали землю для ведения хозяйства и выплачивали своим хозяевам ренту. Раб мог заслужить, купить и продать имущество, а также выступать в качестве залогодержателя имущества свободных и рабов, сдавать в аренду это имущество. При этом всё имущество раба являлось собственностью рабовладельца. Рабы могли покупать, продавать и нанимать др. рабов, давать свидетельские показания о разл. преступлениях, выступать в суде в качестве истцов и ответчиков и даже добиваться тюремного заключения для несостоятельных должников. Им разрешалось заводить семьи и жениться, в т. ч. на свободных. В патриархальных формах Р. сохранялось в странах Востока на протяжении средних веков и Нового времени.
Античное Р. значительно отличалось от патриархального и восточного и характеризовалось широким применением рабского труда в разл. сферах хозяйства и значит. развитием частного рабовладения. В Древнем Риме периоды Поздней республики и Ранней империи можно считать временем наиболее широкого и сравнительно эффективного использования рабского труда. В Древней Греции даже беднейшие крестьяне имели рабов. Большее значение труд рабов приобрёл в ремесле. Особенно широко рабов использовали в горном деле. Источники содержат много сведений о рабах – домашних слугах. Положение рабов в Древней Греции и Древнем Риме было разным. В Афинах рабы могли иметь семьи, жестокое обращение с ними осуждалось. В Риме условия эксплуатации и содержания рабов были более суровыми: рабский труд использовали на самых тяжёлых работах, рабов подвергали жестоким наказаниям, брачные связи рабов и свободных карались, брачная связь раба и рабыни считалась сожительством, которое рабовладелец мог в любое время прервать, и т. д. Во 2–1 вв. до н. э. рабы составляли до 40% населения Апеннинского п-ова, их труд использовался во всех сферах хозяйств. жизни. Наиболее эффективным с экономической точки зрения было применение рабского труда на виллах, нежели в латифундиях или крестьянских хозяйствах, где требовалось установление строгого надзора за рабами. Скопление большого количества рабов в хозяйствах крупных землевладельцев и жестокое обращение с ними создавало угрозу восстаний (первое восстание рабов произошло на Сицилии в 138–132 до н. э.). В эпоху принципата (при Августе, затем при Антонинах) был принят ряд законов, частично охранявших рабов от произвола хозяев (осуждение убийства рабов, жестокого обращения с ними, регламентация торговли рабами и др.). С ослаблением притока новых рабов с варварской периферии начался кризис античного Р. Стали поощряться отпуск рабов на волю, предоставление им пекулия. Права раба как держателя пекулия обеспечивали его хозяйств. самостоятельность, однако собственником пекулия считался рабовладелец. Тем самым мн. рабы прикреплялись к земле и постепенно сливались с колонами (см. Колонат).
В европ. историографии, начиная с эпохи Просвещения и особенно в марксистской историографии, выделявшей рабовладельч. строй в самостоят. обществ.-экономич. формацию, Р. считалось отличит. чертой всех древних цивилизаций. Большинство совр. исследователей не признают Р. специфич. признаком государств Древнего мира, полагая, что на протяжении всего периода древности осн. производит. силой являлись не рабы, а свободные труженики (в античном обществе) и подневольные люди (в вост. государствах).
В Средневековье и Новом времени в Европе Р. сохранялось в формах, близких к колонату, или в патриархальной форме. Постепенно прикреплённые к земле рабы сливались с обедневшими общинниками в группу феодально-зависимых крестьян. Сходные процессы протекали и в странах Азии. Р. и работорговля в этот период стали постепенно подвергаться ограничению или запрету: в Венеции (960), Исландии (1117), Норвегии (1274), Швеции (1335), Речи Посполитой (1558). В 12–14 вв. законы, направленные на ограничение Р., принимались в Англии, Франции, итал. государствах, в 16–18 вв. – в Испании, Португалии, Шотландии, Японии.
В Новом Свете с 17 в. получило распространение т. н. плантационное Р., ориентированное на произ-во колониальных товаров (хлопок, сахар, табак, кофе и др.) в целях их последующего экспорта в метрополии. Наличие свободных земель в колониях, недостаток рабочей силы (истребление и вымирание индейцев, запрет обращать их в Р.) стали причиной ввоза в Америку рабов из Африки. К кон. 18 в. в областях распространения крупных плантационных хозяйств (юж. штаты США, Гвиана, Антильские о-ва) чернокожие рабы составляли большинство населения.
Со 2-й пол. 18 в. развернулось обществ. движение за запрещение Р. и работорговли (см. Аболиционизм). В 1794, в ходе Французской революции 18 в., Р. и работорговля были полностью запрещены во Франции и её заморских владениях (восстановлены во франц. колониях Наполеоном I в 1802; окончательно отменены в 1848). Вопрос о ликвидации института Р. обсуждался на ряде междунар. конференций, в т. ч. на Венском конгрессе 1814–15. В 1807 Р. и работорговля были запрещены в Великобритании, в 1833–34 в её колониях (в Канаде в 1803), в 1811–17 в исп. колониях (в Пуэрто-Рико окончательно в 1873, на Кубе – в 1886), в 1815 в португ. колониях севернее экватора (в 1869 во всех португ. колониях), в 1848 в датских, в 1863 в нидерл. колониях. В 1810–50-х гг. Р. законодательно запретили все лат.-амер. государства (Бразилия окончательно в 1888; на Гаити отменено с завоеванием независимости в 1804), сев. штаты США – в 1777–1808 (в юж. штатах Р. и работорговля ликвидированы в результате Гражданской войны в США 1861–1865). В Османской империи отмена Р. проходила в неск. этапов с 1846 по 1890. В последующий период законодат. акты, запрещающие Р., приняли Корея (1894), Занзибар (1897), Сиам (1897), Эфиопия (1902, окончательно запрещено в 1942), Китай (1906), Непал (1921), Марокко (1922), Афганистан (1923), Ирак (1924), Иран (1928). После принятия ООН в 1948 Всеобщей декларации прав человека, а затем в 1956 – Конвенции об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, Р. было запрещено в Нигерии (1960), Сауд. Аравии (1962), Йемене (1962), ОАЭ (1963) и Омане (1970). Последней отменила Р. Мавритания (1981). Однако полностью искоренить институт Р. не удаётся, в кон. 20 – нач. 21 вв. появились его новые формы, обслуживающие интересы в т. ч. криминальных кругов, междунар. организованных преступных группировок. По данным ООН, рабский труд по-прежнему используется в ряде стран Африки и Азии. В 2005 ООН объявила 2 дек. Междунар. днём борьбы за отмену рабства.