КОЛОНА́Т
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОЛОНА́Т (лат. colonatus), римская форма прикрепления земледельцев, живших на земле поместья. Понятие появилось в юридич. памятниках поздней Рим. империи в нач. 4 в. Термин происходит от лат. слова colonus (колон), имевшего неск. значений: 1) поселенец на чужой земле; 2) земледелец; 3) (юридич.) арендатор земли.
Дискутирующиеся в науке с нач. 19 в. причины возникновения института К. наиболее часто связывают со сложившейся при императорах Диоклетиане и Константине Великом фискальной системой, согласно которой поместье вместе с обрабатывавшими его работниками (как рабами, так и свободными) стало единицей налогового обложения. Новая гос. политика подвела итог длительному процессу интеграции провинциального населения в имперские структуры и унифицировала многообразие местных провинциальных форм отношений землевладельцев с работниками. В рим. Италии со времён Плиния Младшего распространился перевод арендаторов с денежной аренды на издольную. В зап. провинциях Рим. империи истоки К. восходили к разнообразным доримским формам подчинения народа племенным вождям. В завоёванных странах эллинистич. мира прототипом К. было крепостное подчинение крестьян государству и крупным собственникам. В имп. поместьях Сев. Африки колоны были арендаторами без договора и отношения с ними регулировались не римским правом, а местными обычаями (consuetudines). С правления Марка Аврелия увеличилось число варваров, поселявшихся на территории империи в качестве зависимых земледельцев. Предоставление рабам в качестве пекулия участка земли, распространившееся с начала н. э., превращало их в зависимых земледельцев (квазиколонов). Эти разнообразные формы зависимости крестьян были унифицированы «правом колоната» в период Поздней империи.
Становление института К. в 4 в. выразилось в формировании нового юридич. положения колонов. Имп. постановления запрещали колонам покидать место жительства, а землевладельцам – принимать колонов с чужих земель. При этом законодательство лишало землевладельца права выселять своих колонов с занимаемых ими участков или продавать землю без сидевших на ней колонов. Размер повинностей за пользование землёй определялся сложившейся в каждом поместье или данной местности практикой, и землевладельцам было запрещено их увеличивать. Прикрепление к земле не лишало колонов относительной личной свободы. В 4 в. колоны могли заводить семью без согласия землевладельца, приобретать собственность и передавать её детям, имели право вчинять иски в суде (даже против своих хозяев). За ними сохранялись обязанности подданных государства: воен. служба по призыву, выплата подати (подушной и поземельной).
Со 2-й пол. 4 в. распространяется практика передачи гор. общинами землевладельцам контроля над исполнением гос. повинностей и уплатой налогов их колонами. В части правовых текстов этого времени колоны упоминаются как зависимые лица, но, поскольку сами тексты известны из Кодекса Юстиниана, эти упоминания могли быть результатом редактирования юристами 6 в. Поэтому вопрос о начале превращения колонов в лично зависимых от землевладельца остаётся открытым. Прикрепление к земле так или иначе обозначило особое положение колонов, отличавшее их от др. свободных и превращавшее в отд. сословие. Колонам (как и куриалам, чиновникам канцелярий, ремесленникам) запрещалось самовольно переходить в др. сословия, на воен. службу, занимать адм. должности. Колон мог стать священником лишь в своём имении и с разрешения землевладельца, предоставив при этом замену себе для обработки земли и уплаты подати.
На протяжении 5 в. формируются нормы, регулирующие браки между колонами разных поместий и колонов со свободными лицами др. категорий. Возникшее в результате отграничение колонов от др. свободных было окончательно оформлено в 6 в. законодательством Юстиниана как «право колоната» (ius colonatus). Жизнь колонов ограничивалась рамками поместья, и законодатели стали определять их как «рабов земли» или «принадлежности земли» (servi terrae, membrae terrae). Браки колонов за пределами поместья считались незаконными.
Историография. В совр. науке К. рассматривается как особая форма производств. отношений между землевладельцем и крестьянами на его земле, в развитии которой выделяют два периода – до нач. 4 в. и после. Концепция, согласно которой в государств. праве к 4 в. были закреплены постепенно складывавшиеся формы подчинения колонов хозяину в виде К. – крепостной зависимости, впервые была сформулирована Фюстель де Куланжем. В марксистской науке прикрепление колонов к земле трактовалось как политика государства в интересах крупных собственников. В зап. историографии внимание акцентируется на фискальных интересах рим. государства. Общей, однако, является идея, согласно которой свободные колоны-арендаторы постепенно оказались в экономич. зависимости у крупных собственников уже во 2–3 вв. и государство лишь юридически зафиксировало эту зависимость. С 1980-х гг. начался возврат к осмыслению К. как явления позднеантичного права. Нем. учёный К. П. Йоне акцентировал внимание на том, что К. как публично-правовой институт появляется только в период Поздней империи, тогда как до кон. 3 в. существовали лишь частноправовые отношения землевладельцев с колонами. По мнению франц. учёного Ж. М. Каррье, факт фискального прикрепления колонов к поместью не оказывал влияния ни на ухудшение их статуса, ни на рост зависимости. Публичное право, формировавшееся на основе возврата колонов в место их фискальной регистрации, не затрагивало отношений между колоном и землевладельцем. К. был не социально-экономич. институтом, а правовым принципом фискальной регистрации. Работы Каррье стимулировали дискуссию о сущности К., которая продолжается и в нач. 21 в.