Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Середина 1970 – начало 21 века

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2019 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Курюмова, А. А. Гордеева

Середина 1970 – начало 21 в

В СССР неклассические формы выразительности долгое время были отнесены к «эстрадному танцу» (к которому причисляли всё, что не являлось балетом или народно-сценической хореографией). Среди коллективов, активно развивавших искусство пантомимы, выделился Московский театр пластической драмы, возникший из студии пантомимы при Доме культуры Института атомной энергии им. И. В. Курчатова в сер. 1970-х гг. Создатель театра, литовский интеллектуал, выпускник ГИТИСа Г. К. Мацкявичюс исповедовал учение французского мима Э. Декру о позе и пластике тела как метафоре душевных и духовных состояний человека. Он предпочитал называть свое детище «Театром молчания».

В 1978 в Петропавловске-Камчатском по инициативе Н. В. Агульник (стажировалась в Карловом университете в Праге и в Лондонской школе современного танца) основан танц-театр «Контрасты». Опираясь на профессиональные техники танца модерн и др., Агульник развивает собственный язык в ироничных размышлениях-спектаклях о природе человеческих поступков и отношений (в созданной ею после переезда в Калининград в 1992 танцкомпании «Инклюзы»).

В 1979 в Перми Е. А. Панфилов основал самодеятельный танцевальный ансамбль «Импульс», а в 1987 – театр танца модерн «Эксперимент» (ныне – получивший международное признание «Балет Евгения Панфилова»). Панфилов сразу заявил о себе как самобытный автор, режиссёр, балетмейстер. В его спектаклях встречались пантомима, джаз-танец и элементы народного пляса, эксцентрика и гротеск, вечные сюжеты и злободневные проблемы, шоу и сложные концепции танца модерн. Их участниками становились не только выпускники хореографических училищ, но и до того не танцевавшие женщины «с формами» (труппа «Балет толстых Евгения Панфилова»), и мужчины с неартистическим прошлым (dance-company «Бойцовский клуб Евгения Панфилова»). В 21 в. с труппой работают отечественные хореографы – К. В. Кейхель, С. В. Смирнов, С. А. Райник, Л. А. Александрова (её спектакль «Casting-off» на музыку В. И. Мартынова в 2010 стал лауреатом премии «Золотая маска») и др.

С сер. 1980-х гг., когда вновь оказалось возможным обратиться к актуальным, ненарративным, нелинейным и неклассическим формам пластической выразительности, коллективы современного танца возникали по всей стране. В 1982 балетмейстер и танцовщица Н. А. Фиксель, одной из первых отечественных хореографов прошедшая стажировку в США в рамках Американского фестиваля танца (ADF), создала при Новосибирском государственном университете (НГУ) Театр современного танца. На базе студии при театре (где студенты НГУ занимались танцем модерн, джаз-танцем и классикой) проводились первые в России летние школы современного танца, куда приглашали преподавателей Лондонской школы современного танца (LCDS). Здесь произошло знакомство многих российских педагогов, хореографов, танцовщиков с профессиональными техниками танца модерн (в т. ч. М. Грэхем и Х. Лимона). Студия дала толчок к новым инициативам: после отъезда Фиксель в 1998 в Москву её ученики Е. А. Басалаева и А. В. Андрияшкин создали танц-театр «Вампитер», в импровизациях, перформансах и спектаклях которого акцентировался телесно-кинетический аспект движения, впервые на русской почве разрабатывались технологии контактной импровизации и метод случайности. В 1986 во Владивостокском Доме учёных О. В. Бавдилович организовала Театр камерного танца. В самобытных работах нашли развитие идеи российского авангардизма – абстрактная и, одновременно, экспрессивная пластика в союзе с современной музыкой и лаконичным оформлением обращались к метафизическим темам, уводящим от бытовых реалий. «Независимая труппа Аллы Сигаловой» основана в Москве в 1989 (существовала 10 лет). Откровения о фобиях, проблемах, комплексах и неудовлетворённом либидо современного человека принимали форму гротеска; тела персонажей в постановках А. М. Сигаловой бились в конвульсиях, их угловатые движения нарушали естественность и красоту линий танца.

В 1990 Г. М. Абрамов открыл при «Школе драматического искусства» А. А. Васильева «Класс экспрессивной пластики», стремясь исследовать психофизические источники движения. В пластических «речитативах» артистов-авторов возникал новый, феноменологически достоверный язык пластической выразительности. В 1999 коллектив получил самостоятельность, а в 2000 его танц-спектакль «Кровать», стал первым лауреатом премии «Золотая маска» в только что введённой номинации «Лучший спектакль современного танца». В нач. 21 в. многие ученики Абрамова (после распада «Класса» объединившиеся в группу «По.В.С.Танцы») являются состоявшимися авторами и новаторами российского современного танца. Так, Альберт Альберт и А. А. (Саша) Конникова делают в своей работе акцент на бессюжетность и импровизацию, находя всё более изощрённые формулы движения, которые используют, в первую очередь, в междисциплинарных музыкально- и театрально-пластических проектах. Им принадлежит прецедент создания первого в России спектакля современного танца для детей (танцевальная притча «Цветные сны белого ослика», Театр Наций, 2006). «Размытая идентичность» современного человека, его рутинный повседневный опыт являются предметом телесных штудий другого участника «Класса» – Т. М. Бурнашева и его проекта «Онэ Цукер».

С нач. 1990-х гг. стихия свободных, интуитивных театрально-пластических поисков всё чаще устремляется в русло надёжных и устоявшихся западных технологий танца. Приобретают актуальность профессионализм; работа с движением, обоснованным той или иной «системой»; опора на сложившиеся методики подготовки тела; развитие принципов построения движенческих структур и композиций. На этих основах бывший солист Ансамбля народного танца под руководством И. А. Моисеева Н. В. Огрызков создал в 1991 в Москве виртуозную джаз-модерн труппу «Свободный балет» и первую в России профессиональную «Школу современного танца». По инициативе Огрызкова летом 1992 в Москве был организован первый в России выездной семинар American Dance Festival (ADF). Более чем полувековой путь развития американского неклассического танца, всех его направлений от М. Грэхем, Х. Лимона, А. Эйли – до М. Каннингема, С. Пакстона и Т. Браун (в виде мастер-классов или видеопоказов) был представлен участникам, съехавшимся со всей страны. Взаимодействие с этим важнейшим международным центром для отечественных хореографов и исполнителей современного танца (начиная с 1990-х гг. многие из них приняли участие в творческих и обучающих программах ADF на базе университета в г. Дареме, Северная Каролина, США) означало их консолидацию, включение в мировой процесс развития современного танца, творческое стимулирование.

В 1990-е гг. неофициальной столицей российского современного танца стал Екатеринбург. Во многом благодаря инициативам и проектам продюсера и режиссёра Л. В. Шульмана, который в 1990 вошёл в число организаторов танц-театра «Провинциальные танцы», а в 1994 – «Школы современного танца». Её выпускники работают не только в России, но и за рубежом, в т. ч. М. В. Коллегова (компания В. Вандекейбуса «Ultima Vez», Бельгия), О. С. Цветкова (резидент «Dansateliers» в г. Роттердам). В 2001 на базе школы создан Факультет современного танца Гуманитарного университета Екатеринбурга.

Две наиболее значительные труппы современного танца в Екатеринбурге – «Провинциальные танцы» (художественный руководитель Т. В. Баганова) и Танцтеатр под руководством О. А. Петрова (изначально театр танца «Пируэт», затем «Балет плюс») возникли одновременно в 1990, но созданы были по разным принципам и осуществляют разную художественную политику, представляя два варианта развития театра современного танца – театр авторский и театр директорский.

Художественную политику и уникальность одной из самых известных отечественных трупп – «Провинциальные танцы» (с 2010 муниципальная поддержка; ныне Екатеринбургский театр современной хореографии «Провинциальные танцы») уже почти 30 лет определяет хореограф Т. В. Баганова. Её причудливый и ироничный, изобилующий танцевально-пластическими находками и визуальными метафорами стиль известен далеко за пределами России («Свадебка» И. Ф. Стравинского, премия «Золотая маска», 2000; «Кленовый сад» на сборную музыку, премия «Золотая маска», 2001; «После вовлечённости. Диптих. Часть 2» на сборную музыку, премия «Золотая маска», 2008). В 2014 премию «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль современного танца» получила постановка Багановой на сцене Большого театра – «Весна священная» Стравинского.

Художественную политику Танцтеатра определяет его руководитель историк театра О. А. Петров. Высокий уровень исполнительского мастерства артистов обусловлен обязательным требованием не только современной, но и классической подготовки артистов. Петров внимательно следит за новыми авторами в сфере современного танца, появляющимися в Европе, и приглашает их на постановки. За 30 лет существования труппы спектакли в Танцтеатре ставили К. Сапорта, Ф. Лопез, Б. Бараней и др. На Национальную театральную премию «Золотая маска» были номинированы спектакли П. Френака «Спиной к стене» (фестиваль 2005) и «In Time 2» (фестиваль 2015), М. Арьяга («ПИЧ», фестиваль 2019) и К. Ассид («Шопен. Carte blanche.», фестиваль 2020).

Неоднократными лауреатами Национальной премии «Золотая маска» становились «Эксцентрик-балет» и его руководитель хореограф С. В. Смирнов. Среди других ярких екатеринбургских коллективов, появившихся в 1990-х – 2000-х гг.: танцевальные компании «Киплинг» под руководством Н. О. Левченко и «Окоём» А. И. Гурвича. 2-е десятилетие 21 в. принесло новое поколение екатеринбургских танцовщиков и хореографов – громко заявили о себе компании «Zonka», основанная А. С. Щеклеиной и А. А. Фроловым, «Minoga dance company» И. И. Манылова. Благодаря авангардным спектаклям хореографа О. Н. Поны всероссийское и международное признание получила ещё одна труппа из уральского региона – Челябинский театр современного танца, созданный в 1992 и дважды удостоенный Национальной премии «Золотая маска» (в 2001 и 2003).

Как и в нач. 20 в., особую роль в развитии российского современного танца сыграл Санкт-Петербург. С конца 1980-х гг. здесь возникало множество художественных начинаний, так или иначе связанных с новым пониманием тела, работы с ним, телесных трансформаций. В том числе т. н. питерский авангард, объединяющий мультимедийные спектакли и перформансы, создаваемые совместно художниками, музыкантами, актёрами-мимами, танцовщиками. В этом списке – коллектив А. А. Адасинского «Дерево», вышедший из пантомим-клоунад российского мима В. И. Полунина и постановок европейского физического театра; ироничный «Инженерный театр АХЕ»» и сюрреалистичный – «До-театр», чей жанр принято определять как «театр художника». Под влиянием американского современного танца и прежде всего П. Тейлора сформировался «Театр танца Саши Кукина» (1990). Его основатель – один из немногих российских хореографов, которого неоднократно приглашали на постановки в американские профессиональные труппы. В 1995 экс-танцовщиками труппы Кукина М. Ю. Ивановым и Н. Б. Гастевой создан данс-театр «Игуан», чья отличительная черта – симбиоз яркой, иногда лубочной театральности и абстрактных постмодернданс-технологий. Возникший в 2002 по инициативе Г. Е. Глазунова и Н. Ю. Жестовской «OddDance», представляет отечественный вариант японского буто. Наиболее влиятелен в Санкт-Петербурге Дом танца «Каннон-данс». Созданный Н. В. и В. Г. Каспаровыми в 1997, он объединяет в себе школу танца и экспериментальную театральную площадку.

В 1990-х множество актуальных театрально-движенческих проектов возникло в Москве. Так, участников труппы «Сайра Бланш» под руководством О. Н. Сулименко и А. Л. Андрианова интересовали претворение реального физического опыта в свободные структуры движения, работа в самых разных средовых контекстах. Не без влияния «Сайры» сформировался и феномен Ярославского движения контактной импровизации, лидером которого долгое время являлся психолог, педагог и перформер А. Е. Гиршон.

Особое место в истории отечественного современного танца занимает А. Ю. Пепеляев. Химик по первому образованию и театральный режиссёр по второму, Пепеляев получил известность как актёр и постановщик движения в различных московских спектаклях, телепрограммах и международных авангардных проектах. Его «Кинетик-театр» родился в 1990-х гг. из желания объединить свободное обращение с пространством/гравитацией и русский драматический психологизм. Энергии движения человеческого тела часто синтезируются с «вербальным потоком» – сюжетами и текстами русского литературного авангарда (А. Б. Мариенгоф, Д. И. Хармс) и постмодернизма (Д. А. Пригов, Саша Соколов, В. В. Ерофеев).

«Балет Москва» (изначально «Русский камерный балет Москва») возник в 1991. Особенностью стало сосуществование в одном проекте классической и современной трупп, каждая – со своим репертуаром, штатом исполнителей и идеологией. Репертуар современной группы составляли оригинальные постановки молодых российских и зарубежных хореографов. Со временем к постановкам начали привлекать и знаковых европейских хореографов. Спектакли здесь ставили Р. Обадиа, А. Ван ден Брук, Р. Урамдан, К. Херинг, К. А. Симонов, А. В. Кадрулёва, А. А. Игнатьев и др.). В 2010-х гг. «Балет Москва» – одна из крупнейших трупп современного танца в России, неоднократный лауреат Национальной премии «Золотая маска» (в т. ч. 2004, 2016, 2017). Существенный вклад в становление и развитие отечественного современного танца внесли Театр-студия современной хореографии, созданный в 1994 И. К. Афониной и И. В. Шегаем, театр-школа современного танца «Вортекс» под руководством А. А. Тимофеева.

2-е десятилетие 21 в. характеризуется появлением в Москве большого числа независимых проектов в сфере современного танца, которые демонстрируют достаточно высокое качество работы, чтобы номинироваться на премию «Золотая маска». Яркими спектаклями заявили о себе хореографы А. Ю. Гарафеева, Т. А. Чижикова, С. В. Гайдукова и К. В. Матулевский, О. Е. Тимошенко и А. Г. Наруто.

Импульс развитию фестивального движения и современного танца в России дали выездной семинар ADF, организованный в 1992 Н.В. Огрызковым в Москве и широкое участие российских коллективов с 1992 в Международном фестивале современной хореографии в Витебске (International Festival of Modern Choreography, IFMC), признанном одним из самых статусных и престижных событий в сфере современного танца на территории бывшего СНГ.

После 1997 один за другим начали возникать фестивали современного танца и движения в Волгограде, Ярославле, Саранске, Санкт-Петербурге, Москве; Красноярске, Челябинске, Костроме. Одним из наиболее значительных является проводимый с 1999 петербургским Домом танца «Каннон-данс» ежегодный фестиваль «Open Look».

В 2000 среди номинаций Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» появилась номинация «Лучший спектакль современного танца», что послужило серьёзным стимулом для развития этой области хореографического искусства. В том же году А. Ю. Пепеляев, вместе с танцовщицей и преподавателем Т. В. Гордеевой и арт-менеджером Е. М. Тупысевой основал Московское объединение театров танца ЦЕХ и одноимённый Всероссийский ежегодный фестиваль. Благодаря многолетней интегрирующей, активной просветительской и административной деятельности ЦЕХа, на счету которого не только фестивали, но Летние школы танца с привлечением отечественных и зарубежных специалистов, осуществление творческих и гастрольных проектов, совместных постановок российских и зарубежных хореографов и исполнителей, современный танец занял заметное место в отечественном социокультурном пространстве.

В 21 в. театры современного танца появились во многих городах России. В Костроме по инициативе Е. П. Кулагина и И. С. Естегнеева в 2002 созданы школа и компания «Диалог-данс», лауреат премии «Золотая маска в 2011, 2012 и 2017. В 2003 стал профессиональным и получил муниципальный статус «Камерный балет Пантера» (Казань), основанный в 1993. В 2013 в Краснодаре возникла компания «Воздух», спектакли которой номинированы на премию «Золотая маска» в 2016, 2018 и 2020.  В 2017 сформирована танцевальная группа Воронежского камерного театра, специализирующаяся на современном танце и представившая премьеры С. В. Гайдуковой и К. В. Матулевского, К. В. Кейхеля, П. А. Глухова и др.

Среди деятелей отечественного современного танца также: Л. А. Александрова, Е. В. Кислова, А. А. Абалихина, Лика Шевченко, Д. В. Бородицкий, П. А. Глухов, Н. Р. Ибрагимов, Э. Ю. Первова, Ольга Зимина (О. В. Манылова).

Важную роль в популяризации современного танца в России играют профильные фестивали-конкурсы, в которых участвуют коллективы разных возрастных групп и профессионального уровня – начиная с детей 7–12 лет. Они организуются, как правило, по инициативе исполнителей и авторов, стремящихся, наряду с реализацией собственных проектов, к созданию необходимого творческого контекста и обмену информацией. Конкурсные выступления и показы обеспечивают приглашение известных хореографов, педагогов и теоретиков contemporary для работы в жюри, проведение лекций и мастер-классов, а также – качественную гостевую программу с участием отечественных и зарубежных иcполнителей. Один из первых в стране – Международный фестиваль современной хореографии «Айседора» в Красноярске, основанный в 2001 по инициативе его арт-директора, педагога и хореографа Е. В. Слободчиковой. С 2008 работает фестиваль «На грани» в Екатеринбурге. Его программа не подразумевает конкурса, но интенсивно проводятся мастер-классы, лаборатории, выступления и дискуссии (для этого приезжают уже достаточно известные российские труппы, гости из стран Ближнего и Дальнего зарубежья, не только практики, но и критики). В 2013 активно заявил о себе Фестиваль современной хореографии «Точка» в Омске. Его инициатор – центр современной хореографии «нОга», возглавляемый А. А и О. А. Горобчуками. В том же году в Москве прошёл первый «Context»: фестиваль, задуманный прима-балериной Мариинского театра Д. В. Вишнёвой как лаборатория, где зарубежные и российские хореографы могут показать свои работы друг другу и публике, включает и конкурс молодых хореографов.

Благодаря фестивальному движению, возникновению танцевальных театров, школ и центров («Культурный центр ЗИЛ» и «Центр Вс. Мейерхольда» в Москве, Многофункциональный театральный центр «Скороход» в Санкт-Петербурге и др.) современный танец в России имеет возможность развиваться. Немалую роль в этом процессе играют организованные специально для подготовки хореографов и исполнителей современного танца структуры высшего образования, в т. ч. с 2002 – факультет современного танца Гуманитарного университета в Екатеринбурге, с 2011 – Программа магистратуры по профилю «Художественные практики современного танца» на базе Академии русского балета им. А. Я. Вагановой (куратор Т. В. Гордеева). Важную роль в становлении хореографов, интересующихся современным танцем нового поколения, сыграл СОТА – образовательный интенсив в области современного танца и перформанса, инициированный хореографом Д. А. Хусейн в рамках Института театра «Золотой маски» и проходивший в 2015–16.

Лит.: Шереметьевская Н. Е. Танец на эстраде. М., 1985; Российский современный танец. Диалоги / Авт.-сост. Е. Васенина.  М., 2005; Сироткина И. Свободное движение и пластический танец в России. 2-е изд. М., 2012; Никитин В. Ю. Мастерство хореографа в современном танце. 2-е изд. СПб. [и др.], 2016.

Вернуться к началу