Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

1-я половина 20 века

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2019 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Курюмова, А. А. Гордеева

1-я половина 20 века

В нач. 20 в. современный танец активно развивался в России. Неоднократные (начиная с 1905) гастроли А. Дункан, а также интерес в среде художественной интеллигенции к учению о выразительном жесте Ф. Дельсарта и ритмике по Э. Жак-Далькрозу способствовали появлению в 1910-х гг. в обеих столицах студий т.н. пластического, ритмопластического танца и свободного движения. Их основатели провозглашали свободу и естественность танцующего тела в противовес строгим канонам и абстрактной виртуозности классического урока, приоритет индивидуальной выразительности (по выражению А. Л. Волынского, «интимного переживания») над универсальными образами, «символами, иносказаниями» иного, «поэтического мира». Активным пропагандистом нового искусства стал С. М. Волконский.

В 1910 Э. И. Рабенек (училась в Берлине у А. Дункан, преподавала пластику в Московском Художественном театре) открыла частные классы пластики в Москве; неоднократно выезжала с ученицами на гастроли в Лондон, Париж и Берлин. Школа Рабенек дала начало большому количеству студий, открытых её учениками, активно работавшими позднее и в СССР. Так, система Л. Н. Алексеевой была призвана гармонизовать жизнь трудящихся женщин любого возраста.

Много учеников и последователей имела Ф. Беата, с 1908 изучавшая свободную пластику в Италии. В нач. 1920-х гг. её ученица – В. В. Боголюбова (Вера Майя), возглавила в Москве студию выразительного движения, трансформировавшуюся к 1930-м гг. в «Театр танца Веры Майя», где ставились пластические этюды на классическую музыку с использованием акробатики, разрабатывались элементы экзотических (восточных, африканских) и русских фольклорных танцев.

Наиболее значительным творческим начинанием в Санкт-Петербурге стала студия-коммуна «Гептахор», впервые представившая свои постановки публике в 1914. Выпускницы Бестужевских курсов во главе с С. Д. Рудневой на основе художественного метода А. Дункан разработали систему т. н. музыкального движения. После закрытия «Гептахора» в 1934 Руднева стала методистом в области танцевальной работы с детьми; ей принадлежит заслуга в разработке принципов музыкально-двигательного воспитания.

Во время Гражданской войны 1917–22 активизация студийного движения воспринималась как способ преодолеть лишения «военного коммунизма» путём творческого переустройства жизни. Студии пластики и самодеятельные театры возникли во многих городах. Наибольшее количество – в Москве, в т. ч. Курсы ритмики Н. Г. Александровой, «Синтетический танец» И. С. Чернецкой, «Искания в танце» А. А. Румнева, Московская школа А. Дункан, «Искусство движения» В.И. Цветаевой, Театр пластического балета И. В. Быстрениной, Московский свободный балет Л. И. Лукина, Мастерская Н. М. Фореггера. Среди петроградских коллективов в нач. 1920-х гг. заявила о себе Студия пластического движения З.Д. Вербовой, следовавшая принципам Дункан «передать эмоции выразительным движением, соответствующим данной музыке». С кон. 1910-х гг. на Высших курсах П. Ф. Лесгафта в Петрограде (с 1919 Государственный институт физического образования им. Лесгафта) одним из обязательных предметов стала ритмика; в 1930-х гг. появилась кафедра художественного движения, где путём синтеза пластики и спорта завершилось создание художественной гимнастики. Параллельно экспериментам адептов «неклассического» направления прошедшие классическую школу хореографы-новаторы увлеклись «модернизацией» балета. Наиболее значимых художественных результатов добился Московский камерный балет К. Я. Голейзовского.

Гонения на современный танец начались в 1924, когда специальным распоряжением Моссовета были закрыты почти все частные студии и школы пластики (некоторых из них «приютила» Российская академия художественных наук: под её эгидой с 1922 функционировала «Хореологическая лаборатория», созданная для исследований современного танца). Главной причиной стало всё более очевидное несоответствие «свободного движения» идеологии официальной советской культуры, утверждение в 1930-х гг. принципов социалистического реализма. Одним из редких «долгожителей» осталась школа, основанная А. Дункан в годы Гражданской войны и в 1920-х гг. возглавляемая её приёмной дочерью Ирмой (в виде «Концертной студии Дункан» школа, лишённая помещения, работала, постоянно гастролировала, воспитывала поколения танцовщиц до 1949).

Шереметьевская Н. Е. Танец на эстраде. М., 1985; Российский современный танец. Диалоги / Авт.-сост. Е. Васенина.  М., 2005; Сироткина И. Свободное движение и пластический танец в России. 2-е изд. М., 2012; Никитин В. Ю. Мастерство хореографа в современном танце. 2-е изд. СПб. [и др.], 2016.

Вернуться к началу