Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ВОЕ́ННЫЙ КОММУНИ́ЗМ»

Авторы: Л. Г. Новикова

«ВОЕ́ННЫЙ КОММУНИ́ЗМ», при­ня­тое в ли­те­ра­ту­ре обо­зна­че­ние по­ли­ти­ки, про­во­див­шей­ся ру­ко­во­дством РСФСР в 1918–1921. Тер­мин «В. к.» при­над­ле­жит А. А. Бо­гда­но­ву (при­ме­нил его в 1918 для обо­зна­че­ния про­цес­сов «ми­ли­та­ри­за­ции» об­ще­ст­ва в стра­нах – уча­ст­ни­цах 1-й ми­ро­вой вой­ны), впер­вые для обо­зна­че­ния по­ли­ти­ки сов. ру­ко­во­дства ис­поль­зо­ван в апр. 1921 В. И. Ле­ни­ным, ко­то­рый про­ти­во­пос­та­вил по­ли­ти­ку «В. к.» но­вой эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ке.

«В. к.», с од­ной сто­ро­ны, был вы­зван дез­ор­га­ни­за­ци­ей нар. хо­зяй­ст­ва, воз­ник­шей в ре­зуль­та­те про­дол­жи­тель­но­го уча­стия Рос­сии в 1-й ми­ро­вой вой­не, ре­во­люц. со­бы­тий 1917 и по­сле­до­вав­шей за ни­ми Гражд. вой­ны 1917–22. С дру­гой сто­ро­ны, прин­ци­пы «В. к.» со­от­вет­ст­во­ва­ли пред­став­ле­ни­ям боль­ше­ви­ков о со­циа­ли­стич. об­ще­ст­ве (от­сут­ст­вие ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти на сред­ст­ва про­из­вод­ст­ва, ли­к­ви­да­ция то­вар­но-де­неж­ных от­но­ше­ний, урав­ни­тель­ное рас­пре­де­ле­ние ма­те­ри­аль­ных благ). Ле­нин свя­зы­вал со­циа­лизм с унич­то­же­ни­ем то­вар­но­го хо­зяй­ст­ва, а в мел­ком хо­зяй­ст­ве и сво­бод­ной тор­гов­ле ви­дел оча­ги ка­пи­та­лиз­ма. Осо­бую под­держ­ку по­ли­ти­ке «В. к.» ока­за­ли «ле­вые ком­му­ни­сты», вы­сту­пав­шие за не­мед­лен­ный пе­ре­ход к ком­му­низ­му че­рез обоб­ще­ст­в­ле­ние про­из­вод­ст­ва, свёр­ты­ва­ние то­вар­но-де­неж­ных от­но­ше­ний и пр.

Ме­то­да­ми «В. к.» гл. обр. ре­ша­лась про­бле­ма обес­пе­че­ния про­до­воль­ст­ви­ем ар­мии и фло­та, а так­же на­се­ле­ния го­ро­дов, в пер­вую оче­редь – ра­бо­чих и слу­жа­щих. Не­об­хо­ди­мость её ре­ше­ния бы­ла свя­за­на с рез­ким па­де­ни­ем то­ва­ро­обо­ро­та ме­ж­ду го­ро­дом и де­рев­ней и со­кра­ще­ни­ем при­во­за про­до­воль­ст­вия в го­ро­да; по­ло­же­ние ос­лож­ня­лось тем, что хле­бо­про­из­во­дя­щие рай­оны Ук­раи­ны, Юга Рос­сии и Си­би­ри ока­за­лись от­ре­за­ны от РСФСР ли­ния­ми фрон­тов Гражд. вой­ны.

«Мешочники», направляющиеся в город. Фото. Осень 1919. Архив ГЦМ современной истории России

На­ча­лом по­ли­ти­ки «В. к.» в об­лас­ти сель­ско­го хо­зяй­ст­ва ста­ли при­ня­тые 13 и 27 мая 1918 дек­ре­ты ВЦИК и СНК. В них про­воз­гла­ша­лась про­до­вольств. дик­та­ту­ра го­су­дар­ст­ва, за­пре­ща­лась сво­бод­ная тор­гов­ля хле­бом, кре­сть­я­нам пред­пи­сы­ва­лось сдать по твёр­дым це­нам «хлеб­ные из­лиш­ки» го­су­дар­ст­ву, На­род­но­му ко­мис­са­риа­ту про­до­воль­ст­вия бы­ли под­чи­не­ны ме­ст­ные про­до­вольств. ор­га­ны (ра­нее под­чи­ня­лись Со­ве­там ра­бо­чих или кре­сть­ян­ских де­пу­та­тов), для осу­ще­ст­в­ле­ния хлеб­ных за­го­то­вок нар­ко­му про­до­воль­ст­вия пре­до­став­ле­ны чрез­вы­чай­ные пол­но­мо­чия – вплоть до при­ме­не­ния воо­руж. си­лы. Для изъ­я­тия с.-х. про­дук­тов у кре­сть­ян в под­чи­не­нии нар­ко­ма про­до­воль­ст­вия на­ча­ла фор­ми­ро­вать­ся Про­дар­мия, в ко­то­рую бы­ли све­де­ны дей­ст­во­вав­шие с кон. 1917 и вновь соз­дан­ные прод­от­ря­ды (су­ще­ст­во­ва­ли так­же прод­от­ря­ды, под­чи­няв­шие­ся Во­ен­прод­бю­ро при ВЦСПС). Из­вле­че­нию зер­на у обес­пе­чен­ной час­ти кре­сть­ян­ст­ва спо­соб­ст­во­ва­ли ко­ми­те­ты бед­но­ты (дек­рет ВЦИК и СНК от 11.6.1918). Из-за мас­со­во­го не­до­воль­ст­ва дея­тель­но­стью прод­от­ря­дов и ком­бе­дов, не­воз­мож­но­сти про­вес­ти под­вор­ный учёт кре­сть­ян­ско­го про­из­вод­ст­ва и по­треб­ления, вы­явить дей­ст­ви­тель­ные за­па­сы про­до­воль­ст­вия в кон. 1918 ком­бе­ды ли­к­ви­ди­ро­ва­ны на б. ч. РСФСР, и вве­де­на прод­раз­вёр­ст­ка (дек­рет СНК от 11.1.1919). Вна­ча­ле она рас­про­стра­ня­лась на хлеб и зер­но­вой фу­раж, к кон. 1920 – поч­ти на все с.-х. про­дук­ты. За­го­тов­ки по-преж­не­му про­во­ди­лись с при­ме­не­ни­ем си­лы, т. к. раз­мер раз­вёр­ст­ки ока­зал­ся вы­ше про­из­во­ди­тель­но­сти кре­сть­ян­ских хо­зяйств. В 1919 кре­сть­я­нам ком­пен­си­ро­ва­на день­га­ми или пром. то­ва­ра­ми толь­ко по­ло­ви­на ре­к­ви­зи­ро­ван­но­го зер­на, в 1920 – ме­нее 20%.

Для пе­ре­строй­ки с. х-ва в со­от­вет­ст­вии с со­циа­ли­стич. прин­ци­па­ми и для уси­ле­ния кон­тро­ля за на­се­ле­ни­ем де­рев­ни был про­воз­гла­шён курс на мас­со­вый пе­ре­ход от ин­ди­ви­ду­аль­ных кре­сть­ян­ских хо­зяйств к сов. хо­зяй­ст­вам и ком­му­нам (По­ло­же­ние ВЦИК «О со­циа­листи­че­ском зем­ле­уст­рой­ст­ве и о ме­рах пе­ре­хо­да к со­циа­ли­сти­че­ско­му зем­ле­де­лию», опуб­ли­ко­ван­ное 14.2.1919). К кон. 1920 на­счи­ты­ва­лось ок. 6 тыс. сов­хо­зов и 10,5 тыс. кол­лек­тив­ных не­го­су­дар­ст­вен­ных хо­зяйств (по­след­ние объ­е­ди­ня­ли 131 тыс. кре­сть­ян­ских дво­ров, или 0,5% их об­ще­го чис­ла). В дек. 1920 ре­ше­ни­ем 8-го съез­да Со­ве­тов по­став­ле­на за­да­ча со­ста­вить «об­ще­го­су­дар­ст­вен­ный план обя­за­тель­но­го по­се­ва» (не был реа­ли­зо­ван).

В сфе­ре про­мыш­лен­но­сти по­ли­ти­ка «В. к.» вклю­ча­ла мас­со­вую на­цио­на­ли­за­цию пред­при­ятий (ряд фаб­рик и за­во­дов уже был на­цио­на­ли­зи­ро­ван сра­зу по­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917), цен­тра­ли­за­цию управ­ле­ния про­из­вод­ст­вом и ми­ли­та­ри­за­цию тру­до­вых от­но­ше­ний. К кон. 1920 на­цио­на­ли­зи­ро­ва­на круп­ная, сред­няя и зна­чи­тель­ная часть мел­кой пром-сти (дек­ре­ты СНК от 28.6.1918 и 7.9.1920, по­ста­нов­ле­ние ВСНХ от 29.11.1920 и др.), все­го – св. 37 тыс. фаб­рик и мас­тер­ских. Управ­ле­ние пром-стью пе­ре­да­но ВСНХ, ко­то­ро­му под­чи­не­ны об­ще­рос­сий­ские глав­ки (дек­рет СНК от 28.6.1918). К ле­ту 1920 бы­ло ок. 50 глав­ков, они осу­ще­ст­в­ля­ли управ­ле­ние пред­при­ятия­ми отд. от­рас­лей про­из­вод­ст­ва при по­сред­ни­че­ст­ве се­ти тре­стов и ме­ст­ных прав­ле­ний, ор­га­ни­зо­вы­ва­ли снаб­же­ние пред­при­ятий сырь­ём и рас­пре­де­ле­ние го­то­вой про­дук­ции, ре­гу­ли­ро­ва­ли от­но­ше­ния гос. пред­при­ятий с ко­о­пе­ра­тив­ны­ми и кус­тар­ны­ми за­ве­де­ния­ми. Жё­ст­кая цен­тра­ли­за­ция управ­ле­ния в пе­ри­од «В. к.» по­лу­чи­ла на­зва­ние «глав­кизм».

Не­смот­ря на зна­чит. рост управ­ленч. ап­па­ра­та (ком­плек­то­вал­ся как из слу­жа­щих гос. уч­ре­ж­де­ний быв. Рос. им­пе­рии, так и из ра­бо­чих; в 1921 чле­на­ми проф­сою­за слу­жа­щих со­стоя­ли 2,4 млн. чел.), про­дол­жал­ся спад пром. про­из­вод­ст­ва: мн. пред­при­ятия пре­кра­ти­ли ра­бо­ту, вы­пуск фаб­рич­ной про­дук­ции к 1920 был на 86% ни­же по­ка­за­те­лей 1913. Для боль­шин­ст­ва от­рас­лей пром-сти гл. ис­точ­ни­ком сы­рья бы­ли на­ко­п­лен­ные к 1917 за­па­сы. Про­из­во­ди­тель­ность тру­да в пром-сти упа­ла на 55% по срав­не­нию с 1917. За­ра­бот­ная пла­та ра­бо­чих в на­цио­на­ли­зи­ров. пром-сти со­кра­ти­лась при­мер­но до 1/3 от уров­ня 1913. Ра­бо­чие из­го­тов­ля­ли кус­тар­ные то­ва­ры (за­жи­гал­ки, но­жи, мел­кий с.-х. ин­вен­тарь и т. д.) и вы­ме­ни­ва­ли их у кре­сть­ян на хлеб. В Центр. пром. р-не ра­бо­чий про­гу­ли­вал в ср. ка­ж­дый тре­тий день, за­ни­ма­ясь реа­ли­за­ци­ей по­де­лок собств. из­го­тов­ле­ния или по­ис­ка­ми про­до­воль­ст­вия.

В сфе­ре фи­нан­сов сов. пра­ви­тель­ст­вом (как и рос. пра­ви­тель­ст­вом с нач. 1-й ми­ро­вой вой­ны и Врем. пра­ви­тель­ст­вом в 1917) осу­ще­ст­в­лял­ся вы­пуск не­обес­пе­чен­ных де­неж­ных зна­ков для по­кры­тия бюд­жет­но­го де­фи­ци­та. Стре­ми­тель­ный рост де­неж­ной мас­сы (с 1.7.1918 по 1.1.1921 вы­рос­ла с 43,2 млрд. руб. до 1168,6 млрд. руб.) вы­звал ги­пер­ин­фля­цию, в ре­зуль­та­те ко­то­рой день­ги прак­ти­че­ски ут­ра­ти­ли к.-л. цен­ность, а сов. рубль к 1921 со­ста­вил все­го 0,006% от стои­мо­сти до­во­ен­но­го руб­ля. С ле­та 1918 гос. пред­при­ятия рас­счи­ты­ва­лись за по­лу­чен­ные и от­прав­лен­ные то­ва­ры без уча­стия де­неж­ных зна­ков, пе­ре­пи­сы­вая сум­мы со сче­тов од­них пред­при­ятий на сче­та дру­гих. Гос. бюд­жет в де­неж­ном вы­ра­же­нии пе­ре­стал со­став­лять­ся с ле­та 1919. Сбор на­ло­гов в де­неж­ном вы­ра­же­нии прак­ти­че­ски пре­кра­тил­ся в 1919 (в янв. 1921 они бы­ли от­ме­не­ны). В янв. 1920 На­род­ный банк РСФСР (в кон. 1917 объ­е­ди­нил все на­цио­на­ли­зир. бан­ки) стал от­де­лом Нар­ко­ма­та фи­нан­сов, его роль бы­ла ог­ра­ни­че­на тех­нич. бух­гал­тер­ски­ми опе­ра­ция­ми. К нач. 1921 от­ме­не­на оп­ла­та на­се­ле­ни­ем ком­му­наль­ных, транс­порт­ных и поч­то­вых ус­луг.

В сфе­ре рас­пре­де­ле­ния по­ли­ти­ка «В. к.» бы­ла на­прав­ле­на на за­ме­ще­ние ча­ст­но­го то­ва­ро­обо­ро­та гос. рас­пре­де­ли­тель­ной се­тью. Бы­ла вве­де­на гос. мо­но­по­лия на внутр. тор­гов­лю (дек­рет СНК от 21.11.1918). Ча­ст­ные тор­го­вые пред­при­ятия под­ле­жа­ли на­цио­на­ли­за­ции, за­го­тов­ка и рас­пре­де­ле­ние все­го про­до­воль­ст­вия сре­ди на­се­ле­ния воз­ло­же­ны на Нар­ко­мат про­до­воль­ст­вия.

С ле­та 1918 в го­ро­дах стал вво­дить­ся т. н. клас­со­вый па­ёк: наи­боль­шая нор­ма обес­пе­че­ния про­до­воль­ст­ви­ем и то­ва­ра­ми ус­та­нов­ле­на для ра­бо­чих, наи­мень­шая – для лиц, ис­поль­зо­вав­ших на­ём­ный труд, и ра­бот­ни­ков сво­бод­ных про­фес­сий. В даль­ней­шем сис­те­ма пай­ков ме­ня­лась. Из-за пе­ре­бо­ев с про­до­вольств. обес­пе­че­ни­ем с кон. 1919 вве­де­но при­ори­тет­ное снаб­же­ние по по­вы­шен­ным нор­мам ра­бо­чих и слу­жа­щих наи­бо­лее важ­ных от­рас­лей пром-сти и ра­бо­чих «удар­ных пред­при­ятий», вы­пол­няв­ших во­ен. за­ка­зы. Зна­чит. часть ра­бо­чих и слу­жа­щих по­лу­ча­ла пай­ки в ви­де на­тура­ли­зи­ров. за­ра­бот­ной пла­ты, со­хра­няв­шие­ся де­неж­ные вы­пла­ты бы­ли обес­це­не­ны ин­фля­ци­ей. Гор. и сель­ское на­се­ле­ние бы­ло при­ну­ди­тель­но ко­о­пе­ри­ро­ва­но в «еди­ные по­тре­би­тель­ские об­ще­ст­ва» или ком­му­ны (дек­рет СНК от 16.3.1919), ко­то­рые, так же как и соз­дан­ные до Окт. ре­во­лю­ции 1917 ко­опе­ра­ти­вы, ста­ли ча­стью гос. рас­пре­де­лит. ап­па­ра­та. С дек. 1920 нар­ком­прод рас­пре­де­лял про­до­воль­ст­вие бес­плат­но. Воз­ник­ла но­вая сис­те­ма об­ществ. не­ра­вен­ст­ва, ос­но­ван­но­го на раз­ме­ре пай­ка, бли­зо­сти к ис­точ­ни­ку рас­пре­де­ле­ния то­ва­ров и т. д.

Пай­ки, как пра­ви­ло, вы­да­ва­лись не­ре­гу­ляр­но и не в пол­ном объ­ё­ме. В 1918 в го­ро­дах и по­треб­ляю­щих про­до­воль­ст­вие гу­бер­ни­ях на­се­ле­ние по­лу­ча­ло не­мно­гим бо­лее по­ло­ви­ны нор­маль­но­го ко­ли­че­ст­ва ка­ло­рий, след­ст­ви­ем это­го стал го­лод. К осе­ни не­уро­жай­но­го 1920, по­сле изъ­я­тия у кре­сть­ян про­до­воль­ст­вия в со­от­вет­ст­вии с прод­раз­вёр­ст­кой, го­лод пе­ре­ки­нул­ся и на хле­бо­про­из­во­дя­щие рай­оны. В 1921 – нач. 1922 го­ло­да­ло до 1/4 на­се­ле­ния стра­ны. Го­ло­даю­щие ста­но­ви­лись лёг­кой жерт­вой эпи­де­мий ти­фа, хо­ле­ры и др. бо­лез­ней, что при­ве­ло к рез­ко­му рос­ту смерт­но­сти. По дан­ным ис­то­ри­ков-де­мо­гра­фов, жерт­ва­ми го­ло­да и эпи­де­мий в 1918–20 ока­за­лись не ме­нее 8 млн. чел.

Го­лод вы­звал мас­штаб­ное пе­ре­ме­ще­ние жи­те­лей го­ро­да, гл. обр. не­дав­них вы­ход­цев из се­ла, об­рат­но в де­рев­ню, к 1921 гор. на­се­ле­ние со­кра­ти­лось на треть (на­се­ле­ние Мо­ск­вы – на­по­ло­ви­ну). Ос­тав­шее­ся гор. на­се­ле­ние бо­ро­лось с го­ло­дом, со­вер­шая ре­гу­ляр­ные по­езд­ки в де­рев­ню или при­об­ре­тая не­дос­таю­щие про­дук­ты на «чёр­ном рын­ке» (ча­ст­ная тор­гов­ля, при­няв­шая в ус­ло­ви­ях «В. к.» фор­му те­не­вой эко­но­ми­ки), где в пе­ри­од «В. к.» реа­ли­зо­вы­ва­лось свы­ше по­ло­ви­ны все­го имев­ше­го­ся зер­на, оде­ж­ды и то­п­ли­ва. В Мо­ск­ве осе­нью 1918 в ра­цио­не жи­те­лей до­ля при­об­ре­тён­но­го на рын­ке про­до­воль­ст­вия со­став­ля­ла ок. 70–90%. На «чёр­ном рын­ке» сре­ди про­че­го про­да­ва­лись то­ва­ры, по­хи­щен­ные с гос. скла­дов и баз, же­лез­ных до­рог, мель­ниц и т. д., при­ве­зён­ные «ме­шоч­ни­ка­ми» (про­ни­ка­ли в го­ро­да, не­смот­ря на пат­ру­ли и за­ста­вы), а так­же при­об­ре­тён­ные с по­мо­щью ма­хи­на­ций или мо­шен­ни­честв с кар­точ­ка­ми на по­лу­че­ние нор­ми­ро­ван­но­го про­до­воль­ст­вия и пром. то­ва­ров. На та­ких рын­ках пре­об­ла­дал на­ту­раль­ный об­мен, его гл. «раз­мен­ны­ми сред­ст­ва­ми» бы­ли му­ка, соль и са­хар. К при­об­ре­те­нию то­ва­ров на рын­ке при­бе­га­ли и гос. уч­ре­ж­де­ния, ко­то­рые не мог­ли по­лу­чить не­об­хо­ди­мые то­ва­ры че­рез сис­те­му гос. рас­пре­де­ле­ния. Сим­во­лом «чёр­но­го рын­ка» ста­ла «Су­ха­рев­ка» – боль­шая ры­ноч­ная пло­щадь в Мо­ск­ве, где, не­смот­ря на за­пре­ты и пе­рио­дич. об­ла­вы, поч­ти бес­пе­ре­бой­но шла ак­тив­ная тор­гов­ля, в т. ч. и про­дук­та­ми, на ко­то­рые рас­про­стра­ня­лась гос. мо­но­по­лия. По ме­ре обо­ст­ре­ния про­до­вольств. кри­зи­са гос. ор­га­ны ста­ли раз­ре­шать про­во­зить ог­ра­ни­чен­ное ко­ли­че­ст­во хле­ба в го­ро­да [1,5 пу­да (ок. 24 кг) на че­ло­ве­ка, от­сю­да – «по­лу­то­ра­пуд­ни­че­ст­во»].

Сухаревская площадь в эпоху «военного коммунизма». Москва. Архив ГЦМ современной истории России
Трудовая повинность. Уборка города. Петроград. Фото. 1919. Архив ГЦМ современной истории России

В сфе­ре тру­до­вых от­но­ше­ний го­су­дар­ст­во при­ня­ло ме­ры по ми­ли­та­ри­за­ции тру­да. Не­ра­бо­тав­ших гра­ж­дан, пред­при­ни­ма­те­лей, быв. офи­це­ров, а так­же лиц, жив­ших на «не­тру­до­вой до­ход» или не вы­пол­няв­ших «об­ще­ст­вен­но по­лез­ных функ­ций», ста­ли при­вле­кать к обя­за­тель­но­му тру­ду, для это­го их пас­пор­та за­ме­ня­лись на «тру­до­вые книж­ки»; не­ра­бо­тав­шие ли­ша­лись про­до­вольств. пай­ка и пра­ва пе­ре­дви­же­ния по РСФСР (дек­рет СНК от 5.10.1918). Это по­ло­же­ние кон­кре­ти­зи­ро­ва­но в Ко­дек­се за­ко­нов о тру­де (при­нят ВЦИК 4 нояб., опубл. в дек. 1918), ко­то­рый дек­ла­ри­ро­вал вве­де­ние все­об­щей тру­до­вой по­вин­но­сти для тру­до­спо­соб­ных гра­ж­дан, до­стиг­ших 16 лет. Со­глас­но по­ста­нов­ле­нию ВЦИК и СНК от 3.2.1920 «О по­ряд­ке все­об­щей тру­до­вой по­вин­но­сти», всё тру­до­спо­соб­ное на­се­ле­ние, не­за­ви­си­мо от по­сто­ян­ной ра­бо­ты, при­вле­ка­лось к еди­но­врем. или пе­рио­дич. вы­пол­не­нию разл. тру­до­вых за­да­ний.

В 1918–19 ми­ли­та­ри­зи­ро­ван труд ра­бо­чих и слу­жа­щих во­ен. пром-сти, ж.-д. транс­пор­та и фло­та. В нач. 1920 ре­ше­ния­ми ЦК РКП(б) и 9-го съез­да пар­тии ут­вер­ждён прин­цип ми­ли­та­ри­за­ции все­го пром. тру­да, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рым ра­бо­чие и слу­жа­щие долж­ны бы­ли быть при­кре­п­ле­ны к пред­при­яти­ям без пра­ва уволь­не­ния или пе­ре­хо­да по собств. же­ла­нию на др. ра­бо­ту (реа­ли­зо­ва­но на важ­ней­ших пред­при­яти­ях). В 1920–21 из ря­да час­тей РККА соз­да­ны 8 тру­до­вых ар­мий (пер­вая – дек­ре­том СТО от 15.1.1920), осу­ще­ст­в­ляв­ших ре­монт ж.-д. со­ста­вов и пу­тей, по­груз­ку и раз­груз­ку ва­го­нов, за­го­тов­ку дров и пр.

«В. к.» вы­звал не­до­воль­ст­во в са­мых раз­ных сло­ях на­се­ле­ния, в кон. 1920 – нач. 1921, ко­гда по­ли­ти­кой «В. к.» бы­ли ох­ва­че­ны прак­ти­че­ски все сфе­ры эко­но­мич. и со­ци­аль­ной жиз­ни, оно дос­тиг­ло кри­тич. от­мет­ки. Наи­бо­лее оче­вид­ны­ми про­яв­ле­ния­ми не­до­воль­ст­ва по­ли­ти­кой «В. к.» ста­ли Там­бов­ское вос­ста­ние 1920–21 и Крон­штадт­ское вос­ста­ние 1921. С про­воз­гла­ше­ни­ем НЭПа на 10-м съез­де РКП(б) (март 1921) ру­ко­во­д­ство РСФСР от­ка­за­лось от по­ли­ти­ки «В. к.», од­на­ко ряд её эле­мен­тов со­хра­нял­ся и по­сле 1921 (напр., цен­тра­ли­зов. рас­пре­де­ле­ние про­до­вольств. ре­сур­сов, ко­то­рые с 1921 по­сту­па­ли в фор­ме прод­на­ло­га, ос­та­ва­лось в си­ле до 1923).

Лит.: Криц­ман Л. Н. Ге­рои­че­ский пе­ри­од Ве­ли­кой рус­ской ре­во­лю­ции (опыт ана­ли­за т. н. «во­ен­но­го ком­му­низ­ма»). 2-е изд. М.; Л., 1926; Гим­пель­сон Е. Г. «Во­ен­ный ком­му­низм»: По­ли­ти­ка, прак­ти­ка, идео­ло­гия. М., 1973; Malle S. The economic organization of war communism. Camb., 1985; Lih L. Bread and autho­rity in Russia, 1914–1921. Berk., 1990; Pate­naude B. Peasants into Russians: The uto­pian essence of war communism // The Russian Re­view. 1995. Vol. 54. № 4; Пав­лю­чен­ков С. А. Во­ен­ный ком­му­низм в Рос­сии: Власть и мас­сы. М., 1997; Нар­ский И. В. Жизнь в ка­та­ст­ро­фе: Буд­ни на­се­ле­ния Ура­ла в 1917–1922 гг. М., 2001; Да­вы­дов А. Ю. Не­ле­галь­ное снаб­же­ние рос­сий­ско­го на­се­ле­ния и власть. 1917–1921 гг.: Ме­шоч­ни­ки. СПб., 2002; Adametz S. Guerre civile et famine en Russie: Le pouvoir bolсhevique et la population face à la catastro­phe démographique, 1917–1923. P., 2003.

Вернуться к началу