Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Раннее русское кино

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2019 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Я. Марголит, А. В. Шпагин

Раннее русское кино

Воз­ник­но­ве­ние ки­но­про­из­вод­ст­ва в Рос­сии свя­за­но с об­ра­ще­ни­ем иг­ро­во­го ки­не­ма­то­гра­фа к национальной куль­ту­ре и ис­то­рии. До это­го, со вре­ме­ни пер­вых ки­но­се­ан­сов (май – июнь 1896), на про­тя­же­нии де­ся­ти­ле­тия Рос­сия ос­та­ва­лась лишь рын­ком сбы­та для ино­стран­ных ки­но­фирм. Пер­вый иг­ровой рус­ский фильм «По­ни­зо­вая воль­ни­ца» («Стень­ка Ра­зин и княж­на», 1908, режиссёр В. Ф. Ро­маш­ков), как и весь ре­пер­ту­ар иг­ро­во­го ки­но 1908–1911, су­ще­ст­во­вал в еди­ном про­стран­ст­ве с лу­боч­ной ли­те­ра­ту­рой, народным те­ат­ром, го­род­ским пе­сен­ным фольк­ло­ром, с сю­же­та­ми национальной ис­то­рии и литературной клас­си­ки. Вы­ход в свет пер­во­го пол­но­мет­раж­но­го фильма «Обо­ро­на Се­ва­сто­по­ля» (1911, ре­жис­сё­ры В. М. Гон­ча­ров и А. А. Хан­жон­ков) зна­ме­но­вал но­вый этап в раз­ви­тии ран­не­го рус­ско­го ки­но: отечественные филь­мы от­ны­не ус­пеш­но кон­ку­ри­ро­ва­ли с ино­стран­ны­ми. Ши­ро­кое при­зна­ние пуб­ли­ки спо­соб­ст­во­ва­ло уп­ро­че­нию по­зи­ций пер­вых рус­ских ки­но­фирм А. О. Дран­ко­ва, Хан­жон­ко­ва, П. Г. Ти­ма­на, воз­ник­ших в 1908–09. Улуч­ше­ние ус­ло­вий про­из­вод­ст­ва влек­ло за со­бой ху­дожественное со­вер­шен­ст­во­ва­ние. В ки­не­ма­то­граф при­шли вы­даю­щие­ся те­ат­раль­ные ак­тё­ры: Е. Н. Ро­щи­на-Ин­са­ро­ва, А. Г. Ко­онен, В. Р. Гар­дин, В. Н. Па­шен­ная, И. Н. Пев­цов, П. Н. Ор­ле­нев, М. Н. Гер­ма­но­ва и др. Про­бо­ва­ли свои си­лы в ки­но круп­ней­шие ре­жис­сё­ры-­но­ва­то­ры: В. Э. Мей­ер­хольд, К. А. Мар­джа­нишвили, А. Я. Таи­ров. Тра­ди­ция Московского Ху­до­же­ст­вен­но­го те­ат­ра ста­ла од­ним из ис­точ­ни­ков ве­ду­ще­го жан­ра ран­не­го рус­ско­го ки­но – пси­хо­ло­ги­че­ской дра­мы. Ре­жис­сё­ром фир­мы Хан­жон­ко­ва стал те­ат­раль­ный по­ста­нов­щик, де­ко­ра­тор и мас­тер све­то­во­го оформ­ле­ния Е. Ф. Бау­эр, под­няв­ший изо­бра­зи­тель­ную куль­ту­ру филь­мов на ка­че­ст­вен­но но­вый уро­вень и пре­вра­тив­ший эк­ран­ную сре­ду в про­ек­цию внут­рен­не­го ми­ра ге­роев. Имен­но в филь­мах Бау­эра на­ча­ли свой путь ак­тё­ры В. В. Хо­лод­ная, И. И. Моз­жу­хин, В. А. По­лон­ский. Хан­жон­ков при­влёк в ки­не­ма­то­граф ху­дож­ни­ка и лю­би­те­ля-эн­то­мо­ло­га В. А. Ста­ре­ви­ча, став­ше­го ро­до­на­чаль­ни­ком объ­ём­ной ани­ма­ции не толь­ко в оте­че­ст­вен­ном, но и в ми­ро­вом ки­но.

Мощным стимулом развития кинопроизводства 1910-х гг. стала 1-я мировая война, когда резко сократился импорт зарубежной кинопродукции. Если накануне войны доля отечественных фильмов составляла 20%, то год спустя она достигла 80%. В 1916 было выпущено около 500 игровых фильмов, возросло количество крупных фирм (кинопредприятия И. Н. Ермольева, Д. И. Харитонова). Возникла блестящая плеяда операторов (А. А. Левицкий, Н. Ф. Козловский, Б. И. Завелев, Е. И. Славинский). Одновременно с кинематографом рождалась кинопресса, решающая как рекламные, так и теоретические задачи («Сине-фоно», «Проэктор», «Вестник кинематографии»).

После окончательного установления советской власти большинство кинематографистов из России эмигрировали. Впоследствии их творческая деятельность за рубежом (Я. А. Протазанов, А. А. Волков, И. И. Мозжухин и др.) оказала значительное влияние на развитие кинематографа Европы (Франции, Германии 1920-х гг.).

Лит.: Гинзбург СС. Кинематография дореволюционной России. М., 1963. М., 2007; Зоркая НМ. Портреты. М., 1966; она же. На рубеже столетий. М., 1976; Ханютин ЮМ. Предупреждение из прошлого. М., 1968; Козлов ЛК. Изображение и образ. М., 1980; Листов В. С. Россия. Революция. Кинематограф: К 100-летию мирового кино. М., 1995; Фомин ВИ. Кино и власть. М., 1996; Кинематограф оттепели. М., 1998–2002. Кн. 1–2; Великий Кинемо. М., 2002; Михайлов В. П. Рассказы о кинематографе старой Москвы. 2-е изд. М., 2003; Комм Д., Руминов П. Российское кино: deadline уже близок? // Искусство кино. 2005. № 3; Российское кино: как вернуть деньги? (круглый стол) // Там же. 2005. № 4; Кто заказывает музыку? Социальный заказ в российском кино (круглый стол) // Там же. 2005. № 7; Богомолов Ю. Затянувшееся прощание. Российское кино и телевидение в меняющемся мире. М., 2006; Почему российское кино не конвертируется? (круглый стол) // Там же. 2007. № 10; Падунов В. Как мы открывали российское кино // Там же. 2011. № 4; Дондурей Д. Российские мейджоры: «Мы довольны». Об итогах господдержки российского кино в 2011 году // Там же. 2012. № 2; Марголит Е. Я. Живые и мертвое. Заметки к истории советского кино 1920–1960-х годов. СПб., 2012; он же. В ожидании ответа. М., 2019; Кино в меняющемся мире. М., 2016. Ч. 1–2; Ковалов О. А. Из(л)учение странного. СПб., 2016; Горелов Д. В. Родина слоников. М., 2018.

Вернуться к началу