Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Раннее русское кино

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 814

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Книжная версия:



    Электронная версия:

Авторы: Е. Я. Марголит

Раннее русское кино

Воз­ник­но­ве­ние ки­но­про­из­вод­ст­ва в Рос­сии свя­за­но с об­ра­ще­ни­ем иг­ро­во­го ки­не­ма­то­гра­фа к нац. куль­ту­ре и ис­то­рии. До это­го, со вре­ме­ни пер­вых ки­но­се­ан­сов (май – июнь 1896), на про­тя­же­нии де­ся­ти­ле­тия Рос­сия ос­та­ва­лась лишь рын­ком сбы­та для ино­стран­ных ки­но­фирм. Пер­вый иг­ровой рус­ский ф. «По­ни­зо­вая воль­ни­ца» («Стень­ка Ра­зин и княж­на», 1908, реж. В. Ф. Ро­маш­ков), как и весь ре­пер­ту­ар иг­ро­во­го ки­но 1908– 1911, су­ще­ст­во­вал в еди­ном про­стран­ст­ве с лу­боч­ной ли­те­ра­ту­рой, нар. те­ат­ром, го­род­ским пе­сен­ным фольк­ло­ром, с сю­же­та­ми нац. ис­то­рии и лит. клас­си­ки. Вы­ход в свет пер­во­го пол­но­мет­раж­но­го ф. «Обо­ро­на Се­ва­сто­по­ля» (1911, ре­жис­сё­ры В. М. Гон­ча­ров и А. А. Хан­жон­ков) зна­ме­но­вал но­вый этап в раз­ви­тии ран­не­го рус­ско­го ки­но: отеч. филь­мы от­ны­не ус­пеш­но кон­ку­ри­ро­ва­ли с ино­стран­ны­ми. Ши­ро­кое при­зна­ние пуб­ли­ки спо­соб­ст­во­ва­ло уп­ро­че­нию по­зи­ций пер­вых рус­ских ки­но­фирм А. О. Дран­ко­ва, Хан­жон­ко­ва, П. Г. Ти­ма­на, воз­ник­ших в 1908–09. Улуч­ше­ние ус­ло­вий про­из­вод­ст­ва влек­ло за со­бой ху­дож. со­вер­шен­ст­во­ва­ние. В ки­не­ма­то­граф при­шли вы­даю­щие­ся те­ат­раль­ные ак­тё­ры: Е. Н. Ро­щи­на-Ин­са­ро­ва, А. Г. Ко­онен, В. Р. Гар­дин, В. Н. Па­шен­ная, И. Н. Пев­цов, П. Н. Ор­ле­нев, О. В. Гзов­ская, М. Н. Гер­ма­но­ва и др. Про­бо­ва­ли свои си­лы в ки­но круп­ней­шие ре­жис­сё­ры-­но­ва­то­ры: В. Э. Мей­ер­хольд, К. А. Мар­джа­нов, А. Я. Таи­ров. Тра­ди­ция Ху­до­же­ст­вен­но­го те­ат­ра ста­ла од­ним из ис­точ­ни­ков ве­ду­ще­го жан­ра ран­не­го рус­ско­го ки­но – пси­хо­ло­ги­че­ской дра­мы. Ре­жис­сё­ром фир­мы Хан­жон­ко­ва стал те­ат­раль­ный по­ста­нов­щик, де­ко­ра­тор и мас­тер све­то­во­го оформ­ле­ния Е. Ф. Бау­эр, под­няв­ший изо­бра­зи­тель­ную куль­ту­ру филь­мов на ка­че­ст­вен­но но­вый уро­вень и пре­вра­тив­ший эк­ран­ную сре­ду в про­ек­цию внут­рен­не­го ми­ра ге­роев. Имен­но в филь­мах Бау­эра на­ча­ли свой путь ак­тё­ры В. В. Хо­лод­ная, И. И. Моз­жу­хин, В. А. По­лон­ский. Хан­жон­ков при­влёк в ки­не­ма­то­граф ху­дож­ни­ка и лю­би­те­ля-эн­то­мо­ло­га В. А. Ста­ре­ви­ча, став­ше­го ро­до­на­чаль­ни­ком объ­ём­ной ани­ма­ции не толь­ко в оте­че­ст­вен­ном, но и в ми­ро­вом ки­но.

Мощ­ным сти­му­лом раз­ви­тия ки­но­про­из­вод­ст­ва 1910-х гг. ста­ла 1-я ми­ровая вой­на, ко­гда рез­ко со­кра­тил­ся им­порт за­ру­беж­ной ки­но­про­дук­ции. Ес­ли на­ка­ну­не вой­ны до­ля отеч. филь­мов со­став­ля­ла 20%, то год спус­тя она дос­тиг­ла 80%. В 1916 бы­ло вы­пу­ще­но ок. 500 иг­ро­вых филь­мов, воз­рос­ло ко­ли­че­ст­во круп­ных фирм (ки­но­пред­прия­тия И. Н. Ер­моль­е­ва, Д. И. Ха­ри­то­но­ва). Воз­ник­ла бле­стя­щая плея­да опе­ра­то­ров (А. А. Ле­виц­кий, Н. Ф. Коз­лов­ский, Б. И. За­ве­лев, Е. И. Сла­вин­ский). Од­но­вре­мен­но с ки­не­ма­то­гра­фом ро­ж­да­лась ки­но­прес­са, ре­шаю­щая как рек­лам­ные, так и тео­ре­ти­че­ские за­да­чи («Си­не-фо­но», «Про­эк­тор», «Вест­ник ки­не­ма­то­гра­фии»).

По­сле окон­ча­тель­но­го ус­та­нов­ле­ния со­вет­ской вла­сти боль­шин­ст­во ки­не­ма­то­гра­фи­стов из Рос­сии эмиг­ри­ро­ва­ло. Впо­след­ст­вии их твор­че­ская дея­тель­ность за ру­бе­жом (Я. А. Про­та­за­нов, А. А. Вол­ков, Моз­жу­хин и др.) ока­за­ла зна­чи­тель­ное влия­ние на раз­ви­тие ки­не­ма­то­гра­фа Ев­ро­пы (Фран­ции, Гер­ма­нии 1920-х гг.).

Вернуться к началу