Раннее русское кино
Возникновение кинопроизводства в России связано с обращением игрового кинематографа к нац. культуре и истории. До этого, со времени первых киносеансов (май – июнь 1896), на протяжении десятилетия Россия оставалась лишь рынком сбыта для иностранных кинофирм. Первый игровой русский ф. «Понизовая вольница» («Стенька Разин и княжна», 1908, реж. В. Ф. Ромашков), как и весь репертуар игрового кино 1908– 1911, существовал в едином пространстве с лубочной литературой, нар. театром, городским песенным фольклором, с сюжетами нац. истории и лит. классики. Выход в свет первого полнометражного ф. «Оборона Севастополя» (1911, режиссёры В. М. Гончаров и А. А. Ханжонков) знаменовал новый этап в развитии раннего русского кино: отеч. фильмы отныне успешно конкурировали с иностранными. Широкое признание публики способствовало упрочению позиций первых русских кинофирм А. О. Дранкова, Ханжонкова, П. Г. Тимана, возникших в 1908–09. Улучшение условий производства влекло за собой худож. совершенствование. В кинематограф пришли выдающиеся театральные актёры: Е. Н. Рощина-Инсарова, А. Г. Коонен, В. Р. Гардин, В. Н. Пашенная, И. Н. Певцов, П. Н. Орленев, О. В. Гзовская, М. Н. Германова и др. Пробовали свои силы в кино крупнейшие режиссёры-новаторы: В. Э. Мейерхольд, К. А. Марджанов, А. Я. Таиров. Традиция Художественного театра стала одним из источников ведущего жанра раннего русского кино – психологической драмы. Режиссёром фирмы Ханжонкова стал театральный постановщик, декоратор и мастер светового оформления Е. Ф. Бауэр, поднявший изобразительную культуру фильмов на качественно новый уровень и превративший экранную среду в проекцию внутреннего мира героев. Именно в фильмах Бауэра начали свой путь актёры В. В. Холодная, И. И. Мозжухин, В. А. Полонский. Ханжонков привлёк в кинематограф художника и любителя-энтомолога В. А. Старевича, ставшего родоначальником объёмной анимации не только в отечественном, но и в мировом кино.
Мощным стимулом развития кинопроизводства 1910-х гг. стала 1-я мировая война, когда резко сократился импорт зарубежной кинопродукции. Если накануне войны доля отеч. фильмов составляла 20%, то год спустя она достигла 80%. В 1916 было выпущено ок. 500 игровых фильмов, возросло количество крупных фирм (кинопредприятия И. Н. Ермольева, Д. И. Харитонова). Возникла блестящая плеяда операторов (А. А. Левицкий, Н. Ф. Козловский, Б. И. Завелев, Е. И. Славинский). Одновременно с кинематографом рождалась кинопресса, решающая как рекламные, так и теоретические задачи («Сине-фоно», «Проэктор», «Вестник кинематографии»).
После окончательного установления советской власти большинство кинематографистов из России эмигрировало. Впоследствии их творческая деятельность за рубежом (Я. А. Протазанов, А. А. Волков, Мозжухин и др.) оказала значительное влияние на развитие кинематографа Европы (Франции, Германии 1920-х гг.).