СТАРЕ́ВИЧ ВЛАДИСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СТАРЕ́ВИЧ Владислав (Ладислав, Ладислас) Александрович [27.7(8.8).1882, Москва – 26.2.1965, Фонтене-су-Буа, Франция], рос. и франц. кинорежиссёр, оператор, художник. Один из основоположников рос. анимационного кино (открыл технические принципы объёмной анимации). В 1909–10 дебютировал циклом фильмов «Над Неманом», «Жизнь стрекоз», «Жуки-скарабеи», «Lucanus Cervus». Мировую известность принесли картины «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» и «Месть кинематографического оператора» (обе 1912). В 1913 поставил игровую эксцентрич. комедию-феерию «Ночь перед Рождеством» (с использованием комбиниров. съёмок), а также кукольный ф. «Стрекоза и Муравей» по мотивам басни И. А. Крылова. В ф. «Лилия Бельгии» (др. назв. «Страдание и возрождение Бельгии», 1915) впервые в кинематографе совместил в одном пространстве актёра и куклу. В 1919 эмигрировал (Италия, Франция). В 1920–40-х гг. поставил: сентиментально-нравоучит. истории – «Голос соловья» (1923), «Маленькая уличная певица» (1924), «Цветок папоротника» (1949, пр. Мкф в Венеции); картины в жанре бессюжетного абсурда – «Любовь чёрная и белая» (1923), «Волшебные часы» (1928), «Маленький парад» (1930), «Шпрехшталмейстер» (1934), «Навигатор» (1936), иронич. притчи – «Лягушки, требующие короля» (1922), «Крыса сельская и крыса городская» (1926), «Муравей и кузнечик» (1927), «Старый лев» (1932). Выдающиеся достижения С. – осмысливающая пороки социального мироустройства полнометражная анимац. аллегория «Роман о лисе» (1930) и гротесковая сказка «Кукла-талисман» (1933) – калейдоскоп причудливых образов с элементами чёрного юмора. Снял более 30 игровых и неск. научно-популярных фильмов. С. посвящён фильм из цикла «Анимация от А до Я» (1998).