ПЕВЦО́В ИЛЛАРИОН НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕВЦО́В Илларион Николаевич [25.11 (7. 12).1879, м. Антополь Гродненской губ., ныне агрогородок Брестской обл. – 25.10.1934, Ленинград], рос. актёр, нар. арт. РСФСР (1932). В 1899 окончил Паневежское реальное уч-ще; работая чертёжником в лесничестве (Вильна), дебютировал в спектакле труппы Я. В. Орлова-Чужбинина «Женитьба» Н. В. Гоголя (роль Старикова). В 1902 окончил Муз.-драматич. уч-ще Моск. филармонич. об-ва и подписал контракт на летний сезон с Об-вом нар. развлечений (Карандышев, Маргаритов – «Бесприданница», «Поздняя любовь» А. Н. Островского). С осени 1902 в Труппе рус. драматич. артистов под рук. А. С. Кошеверова и В. Э. Мейерхольда (с 1903 Т-во новой драмы под рук. Мейерхольда) в провинции: Ранк («Нора» Г. Ибсена), царь Фёдор («Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого), Казимир («Снег» С. Пшибышевского), Фирс, Чебутыкин («Вишнёвый сад», «Три сестры» А. П. Чехова), Роберт («Праздник примирения» Г. Гауптмана) и др. В 1905 в Студии на Поварской под рук. К. С. Станиславского и Мейерхольда (Москва). В 1906–08 в Костроме руководил труппой, принявшей назв. Т-во новой драмы. Среди ролей: Грозный («Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого), Шейлок, Макбет («Венецианский купец», «Макбет» У. Шекспира), Франц Моор («Разбойники» Ф. Шиллера). Затем выступал в разл. театрах провинции (князь Мышкин – «Идиот» по Ф. М. Достоевскому, Штокман – «Враг народа» Ибсена, Яу – «Шлюк и Яу» Гауптмана, Федя Протасов – «Живой труп» Л. Н. Толстого). В 1915–20 в Моск. драматич. театре Суходольских (с 1919 Гос. показательный театр): Страхов («Горсть пепла» И. А. Новикова), Аракчеев («Александр I» Д. С. Мережковского) и др. Начав с амплуа неврастеника, уже в ранних ролях продемонстрировал склонность к созданию образов людей со сложной психологией, стремление к острым, утончённо резким подробностям характеристики. Разнообразие интонационного рисунка роли, выразительная мимика и пластика, мастерство перевоплощения определяли своеобразие творчества П.; огромное значение в его игре приобретали насыщенные внутр. жизнью паузы. На рубеже 1910–1920-х гг. время от времени продолжал играть в провинциальных и столичных антрепризах, а также во МХАТе (Фредриксен – «У жизни в лапах» К. Гамсуна), 1-й Студии МХАТ (МХАТе 2-м) (Лир – «Король Лир» Шекспира, Князев – «Расточитель» Н. С. Лескова), в моск. Театре МГСПС (Городничий – «Ревизор» Н. В. Гоголя). С 1925 в Ленингр. академич. театре драмы: Пушкин («Пушкин и Дантес» В. В. Каменского), Крутицкий, Вышневский («Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Доходное место» Островского), Отелло («Отелло» Шекспира), Павел I («Павел I» Мережковского; постановка П.), Тартюф («Тартюф» Мольера), проф. Бородин («Страх» А. Н. Афиногенова) и др. В кино с 1916. Снялся в фильмах: «Проданная слава», «Не убий», «Старость Лекока», «Юлиан-отступник» («Смерть богов»), «Победители ночи», «Чудо», «Чапаев» и др. С 1916 преподавал в Москве: в Студии Театра им. В. Ф. Комиссаржевской, Театральной студии С. В. Айдарова, Студии Моск. драматич. театра; в 1920–22 – директор и преподаватель студии «Молодые мастера», среди учеников – Б. А. Бабочкин, Г. Н. Васильев [см. Васильевы (бр. Васильевы)].