Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАРА́СКИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Бородатова

ТАРА́СКИ (этноним, согласно Б. де Саагуну, происходит от имени бога войны, охоты и Млечного пути Тарес/Тарас Упеме – по одной из версий, прародителя тарасков; по другой гипотезе, появился во 2-й пол. 16 в. и восходит к термину свойства «тараскуе» – так тараски называли своих союзников-испанцев, которым отдавали в жёны своих дочерей; самоназвание – пурепеча, P’urhépecha – люди, общинники; на языке науа мичуаке – «рыбаки»), индейский народ на юге Мексики. Живут в основном на северо-западе и в центральных районах штата Мичоакан (главным образом близ городов Пацкуаро и Уруапан-дель-Прогресо). Численность 141,2 тыс. чел. (2015, Национальный институт статистики и географии). Язык – пурепеча, изолированный (существуют гипотезы М. Сводеша о дальнем родстве с языками зуни, аймара и кечуа, Дж. Гринберга – с чибча, Э. Сепира – с астекскими языками). Имеет три основных диалекта: центральный (озёрный) – близ озера Пацкуаро, западный (горный) – близ вулкана Парикутин и каньяда – в долинах. Письменность на основе латинской графики. На пурепеча выпускаются печатные издания и ведутся радиопередачи. Св. 100 тыс. чел. говорят также по-испански. Католики.

Согласно одной из гипотез, предки тарасков пришли из Южной Америки, на что указывают гипотетические языковые связи, владение техникой обработки металлов, черты керамики и художественного стиля. Согласно испанскому «Сообщению из Мичоакана» (1541), воинственные тараски (охотники и собиратели, возможно, знакомые с примитивным земледелием) были одним из чичимекских народов (см. Чичимеки) по имени уакусеча («орлы») и вторглись в Мичоакан в 11–12 вв. с севера под предводительством вождя Ире-Тикатаме в район озера Сакапу (прародина тарасков по их легендам); в 13 в. обосновались на землях близ озера Пацкуаро. В сер. 14 в. вождь Тариакури основал династию; его наследники  сын и два племянника имели столицы на берегах оз. Пацкуаро (в Пацкуаро – «Вратах неба», в Цинцунцане   «Месте храма Колибри» и в Иуацио – «Месте койотов»). К сер. 15 в. столицей Т. стал Цинцунцан, тараски контролировали земли от северных границ Герреро до центральных Гуанахуато, Халиско и Керетаро, подчинив общины науа, отоми, масауа и матлацинка. Термином «уакусеча» обозначали военную знать, «пурепеча» – общинников-простолюдинов. Находились под сильным культурным влиянием ацтеков (календарь, ритуал, изобразительное искусство, организация власти и др.). Славились как мастера по изготовлению тканей и украшений из разноцветных перьев (разводили нужных для этого птиц), единственные в Мезоамерике владели техникой производства меди и бронзы, из которых делали оружие, орудия труда, украшения, маски и др. Для ритуальной керамики тарасков характерны длинный носик и особая ручка для взбалтывания алкогольных напитков. Правитель (касонси, он же иреча – «владеющий бесчисленными домами») был главным жрецом верховного бога солнца, огня, охоты и войны Курикавери («Великий огонь»), в честь которого в храмах поддерживался постоянный огонь, а по праздникам возжигались огромные костры; на таком костре сжигался после смерти сам касонси в сопровождении до двух десятков человек его свиты. Жена касонси представляла в ритуалах Куэравапери (она же Харатанга) – мать богов, сестру и жену Курикавери, богиню Луны, дождя и плодородия. Совет при касонси состоял из глав жреческих коллегий (петамути), военачальника (окамбеча) и правителей провинций (ачееча). Над могилой касонси сооружали круглую или прямоугольную в плане платформу (яката), служившую основанием для деревянного храма-дворца нового касонси. Якаты и другие сооружения облицовывались каменными плитами, отличались отсутствием штукатурки.

С сер. 15 в. тараски, единственные в Мексике, смогли противостоять экспансии ацтеков. Успех тарасков обеспечил союз с матлацинками, которые получили земли по северным и восточным границам в обмен на их защиту (здесь матлацинки основали города Удамео и Чаро и крепость Сан-Фелипе-лос-Альцати). Тогда ацтеки втянули в войну против тарасков западно-мексиканские княжества (Саюлу, Колиму и др.), и в результате войн 1480–1510 тараски потеряли значительную часть своих земель. В 1522 тараски стали добровольными союзниками испанцев. В 1530 Нуньо де Гусман, губернатор двух провинций Новой Испании, в поисках золота разграбил край, сжёг последнего касонси и устроил массовые казни, что вызвало жестоко подавленное восстание тарасков. Назначенный в 1533 судьёй и епископом Мичоакана Васко де Кирога организовал колониальную администрацию, образование (в т. ч. на языке тарасков), медицинскую помощь, обучение новым ремёслам и поддержание старых (для этого епископ ввёл ремесленную специализацию селений). В 16 в. тараски участвовали в колонизации нагорья Бахио (северо-восток Халиско, Агуаскальентес, Гуанахуато, Керетаро). В 17–18 вв. тысячи тарасков были отправлены в серебряные шахты штатов Керетаро, Гуанахуато и Сакатекас. Тараски были вовлечены в Мексиканскую революцию (1910–17) и особенно в восстание «кристерос» (1926–29), после поражения которых эмиграция, в т. ч. в южные штаты США, приняла массовый характер.

Исполнитель танца «Старички» в маске предка. Фото А.А. Бородатовой

Современные тараски занимаются земледелием и рыболовством с узких плоскодонок сетями в виде огромных сачков в форме бабочки. Традиционный дом (трохе) – с 2–4-скатной крышей из соломы или щепы, на высоком фундаменте или каменных столбах; крыша вынесена над фасадной стеной, образуя веранду с резными столбами. При каменных домах маленького размера трохе на сваях сохраняются как амбары, спальни и часовни. Женщины носят длинные разноцветные юбки и тёмно-синие шали (уаненго) в мелкую белую и голубую полоску, блузы с большими вышитыми или ткаными цветами, тканые пояса с большими разноцветными кистями сзади. Сохраняются гончарство (в т. ч. полихромная глазурованная керамика), резьба и роспись по дереву (в т. ч. расписные лаковые блюда из дерева), ювелирное искусство.  Новый год отмечается 1 февраля, когда на небе появляется созвездие Ориона, и включает церемонии почитания 4 стихий, зажжения «нового огня» и установки в часовне столба с фонарём (пеанскуаро), отмечающего место, где рождается свет солнца – Бог-Дитя. Начиная со дня Всех Душ (12 ноября) и до Карнавала в марте Зимние праздники включают исполнение танца «Старички» (в масках сов и душ умерших предков). На праздниках в честь святых патронов общин устраивают танцы в масках: «Белая рыба» (её изображение несёт на голове первый танцор), «Мавры», «Бычок» и др. Возродилась древняя игра в мяч из ткани и верёвок с клюшками между двумя командами (эуахперани); ночью игра ведётся, как у тараумара, подожжённым мячом. 

Лит.: Beals R. A Sierra Tarascan Village. Wash., 1946; id. The Tarascans // Handbook of Middle American Indians. 1969. Vol. 7/8; Pollard H. P. Taríacuri’s legacy: The prehispanic Tarascan state. Norman, 1993; El Michoacán antiguo: estado y sociedad tarascos en la época prehispánica. Zamora, 1994; Lengua y etno­his­to­ria purépecha. Morelia, 1997; Corona Ńu­̃nez J. Mitología Tarasca. Zamora, 1999; Alcalá J. de. Relación de las ceremonias y rictos y población y gobernación de los indios de la provincia de Michoacán. Zamora; Morelia, 2000; Autoridad y gobierno indígena en Michoacán: Ensayos a través de su historia. Zamora, 2003. Vol. 1.

  • ТАРА́СКИ индейский народ на юге Мексики (2016)
Вернуться к началу