Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАРА́СКИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 667-668

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Книжная версия:



    Электронная версия:

Авторы: А. А. Бородатова

ТАРА́СКИ (са­мо­на­зва­ние – пу­ре­пе­ча, P’ur­hépecha – лю­ди, об­щин­ни­ки), ин­дей­ский на­род на юге Мек­си­ки. Жи­вут в осн. на се­ве­ро-за­па­де и в центр. рай­онах шта­та Ми­чоа­кан (гл. обр. близ го­ро­дов Пац­куа­ро и Уруа­пан-дель-Про­гре­со). Чис­лен­ность 124,5 тыс. чел. (2010, пе­ре­пись). Язык – пу­ре­пе­ча, изо­ли­ро­ван­ный (су­ще­ст­ву­ют ги­по­те­зы М. Сво­де­ша

 >>
о даль­нем род­ст­ве с язы­ка­ми зу­ни, ай­ма­ра и ке­чуа, Дж. Грин­бер­га
 >>
 – с чиб­ча
 >>
, Э. Се­пи­ра
 >>
 – с ас­тек­ски­ми язы­ка­ми
 >>
). Име­ет три осн. диа­лек­та: цен­траль­ный (озёр­ный) – близ оз. Пац­куа­ро, за­пад­ный (гор­ный) – близ вул­ка­на Па­ри­ку­тин и кань­я­да – в до­ли­нах. Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. На пу­ре­пе­ча вы­пус­ка­ют­ся пе­чат­ные из­да­ния и ве­дут­ся ра­дио­пе­ре­да­чи. Св. 100 тыс. чел. го­во­рят так­же по-ис­пан­ски. Ка­то­ли­ки.

Исполнитель танца «Старички» в маске предка. Фото А.А. Бородатовой

Со­глас­но од­ной из ги­по­тез, пред­ки Т. при­шли из Юж. Аме­ри­ки, на что ука­зы­ва­ют ги­по­те­тич. язы­ко­вые свя­зи, вла­де­ние тех­ни­кой об­ра­бот­ки ме­тал­лов, чер­ты ке­ра­ми­ки и ху­дож. сти­ля. Со­глас­но исп. ис­точ­ни­кам, Т. бы­ли од­ним из чи­чи­мек­ских на­ро­дов (см. Чи­чи­ме­ки

 >>
) по име­ни уа­ку­се­ча («ор­лы») и вторг­лись в Ми­чоа­кан в 11–12 вв. с се­ве­ра под пред­во­ди­тель­ст­вом во­ж­дя Ире-Ти­ка­та­ме; в 13 в. обос­но­ва­лись на зем­лях близ оз. Пац­куа­ро. К сер. 15 в. сто­ли­цей Т. стал Цин­цун­цан, Т. кон­тро­ли­ро­ва­ли зем­ли от сев. гра­ниц Гер­ре­ро до центр. Гуа­нахуа­то, Ха­ли­ско и Ке­ре­та­ро, под­чи­нив об­щи­ны на­уа
 >>
, ото­ми
 >>
, ма­сауа
 >>
и мат­ла­цин­ка. Тер­ми­ном «уа­ку­се­ча» обо­зна­ча­ли во­ен. знать, «пу­ре­пе­ча» – об­щин­ни­ков-про­сто­лю­ди­нов. На­хо­ди­лись под силь­ным куль­тур­ным влия­ни­ем ац­те­ков
 >>
. Сла­ви­лись как мас­те­ра по из­го­тов­ле­нию тка­ней и ук­ра­ше­ний из раз­но­цвет­ных перь­ев, един­ст­вен­ные в Ме­зо­аме­ри­ке вла­де­ли тех­ни­кой про­из-ва ме­ди и брон­зы. Пра­ви­тель (ка­сон­си) был гл. жре­цом вер­хов­но­го бо­га солн­ца, ог­ня, охо­ты и вой­ны Ку­ри­ка­ве­ри («Ве­ли­кий огонь»), в честь ко­то­ро­го в хра­мах под­дер­жи­вал­ся по­сто­ян­ный огонь, а по празд­ни­кам воз­жи­га­лись ог­ром­ные ко­ст­ры; на та­ком ко­ст­ре сжи­гал­ся по­сле смер­ти сам ка­сон­си в со­про­во­ж­де­нии до двух де­сят­ков че­ло­век его сви­ты. Же­на ка­сон­си пред­став­ля­ла в ри­туа­лах Ку­эра­ва­пе­ри (она же Ха­ра­тан­га) – мать бо­гов, се­ст­ру и же­ну Ку­ри­ка­ве­ри, бо­ги­ню Лу­ны, до­ж­дя и пло­до­ро­дия. Со­вет при ка­сон­си со­сто­ял из гла­в жре­че­ских кол­ле­гий (пе­та­му­ти), вое­на­чаль­ни­ка (окам­бе­ча) и пра­ви­те­лей про­вин­ций (ачее­ча). Над мо­ги­лой ка­сон­си со­ору­жа­ли круг­лую или пря­мо­уголь­ную в пла­не плат­фор­му (яка­та), слу­жив­шую ос­но­ва­ни­ем для де­рев. хра­ма-двор­ца но­во­го ка­сон­си. Яка­ты и др. со­ору­же­ния об­ли­цо­вы­ва­лись ка­мен­ны­ми пли­та­ми, от­ли­ча­лись от­сут­ст­ви­ем шту­ка­тур­ки.

С сер. 15 в. Т., един­ст­вен­ные в Мек­си­ке, смог­ли про­ти­во­сто­ять экс­пан­сии ац­те­ков. В 1522 Т. ста­ли доб­ро­воль­ны­ми со­юз­ни­ка­ми ис­пан­цев. В 1530 Ну­ньо де Гус­ман в по­ис­ках зо­ло­та раз­гра­бил край, сжёг по­след­не­го ка­сон­си и уст­ро­ил мас­со­вые каз­ни, что вы­зва­ло жес­то­ко по­дав­лен­ное вос­ста­ние Т. На­зна­чен­ный в 1533 судь­ёй и епи­ско­пом Ми­чоа­ка­на Вас­ко де Ки­ро­га ор­га­ни­зо­вал об­ра­зо­ва­ние (в т. ч. на язы­ке Т.), мед. по­мощь, обу­че­ние ре­мёс­лам. В 16 в. Т. уча­ст­во­ва­ли в ко­ло­ни­за­ции на­го­рья Ба­хио (се­ве­ро-вос­ток Ха­ли­ско, Агуа­скаль­ен­тес, Гуа­нахуа­то, Ке­ре­та­ро). В 17–18 вв. ты­ся­чи Т. бы­ли от­прав­ле­ны в се­реб­ря­ные шах­ты шта­тов Ке­ре­та­ро, Гуа­нахуа­то и Са­ка­те­кас. Т. бы­ли во­вле­че­ны в Мекс. ре­во­лю­цию (1910–17) и осо­бен­но в вос­ста­ние «кри­сте­рос» (1926–1929), по­сле по­ра­же­ния ко­то­рых эми­гра­ция, в т. ч. в юж. шта­ты США, при­ня­ла мас­со­вый ха­рак­тер.

Лит.: Beals R. The Tarascans // Handbook of Middle American Indians. 1969. Vol. 7/8; Pollard H. P. Taríacuri’s legacy: The prehispanic Tarascan state. Norman, 1993; El Michoacán antiguo: estado y sociedad tarascos en la época prehispánica. Zamora, 1994; Lengua y etno­his­to­ria purépecha. Morelia, 1997; Corona Ńu­̃nez J. Mitología Tarasca. Zamora, 1999; Alcalá J. de. Relación de las ceremonias y rictos y población y gobernación de los indios de la provincia de Michoacán. Zamora; Morelia, 2000; Autoridad y gobierno indígena en Michoacán: Ensayos a través de su historia. Zamora, 2003. Vol. 1.

Вернуться к началу