Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШОШО́НЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 99

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Б. Борисов

ШОШО́НЫ, 1) груп­па ин­дей­ских на­ро­дов на за­па­де США. Язы­ки ну­мий­ской вет­ви юто-ас­тек­ских язы­ков. Де­лят­ся на зап. (мо­но и сев. пай­ют), центр. (собств. Ш., ко­ман­чи и па­на­минт) и юж. (юта, юж. пай­ют, ка­вай­и­су) шошонов.

2) Собственно Ш. (са­мо­на­зва­ния – ны­вы, ны­мы – «лю­ди»; снейкс – «змеи»), ин­дей­ские на­ро­ды в со­ста­ве груп­пы шошо­нов. Вклю­ча­ют западных Ш. (5,8 тыс. чел., из них 0,9 тыс. ме­ти­сов – 2010, пе­ре­пись; 18 ре­зер­ва­ций в шта­те Юта, на вос­то­ке Ка­ли­фор­нии и се­ве­ро-за­па­де шта­та Не­ва­да), северных Ш. (Ш.-бан­но­ки, в осн. резер­ва­ция Форт-Холл к югу от во­до­хра­ни­ли­ща Аме­ри­кан-Фолс на р. Снейк на юго-вос­то­ке Ай­да­хо; 5,3 тыс. чел., 0,9 тыс. ме­ти­сов) и восточных Ш. (резер­ва­ция Уинд-Ри­вер в Вай­о­мин­ге; 2,8 тыс. чел., 0,2 тыс. ме­ти­сов). Го­во­рят в осн. по-анг­лий­ски, 2,9 тыс. чел. – на яз. шо­шо­ни центр. груп­пы ну­мий­ской вет­ви юто-ас­тек­ских язы­ков (2000, пе­ре­пись); пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. Ве­рую­щие – про­тес­тан­ты, по­сле­до­ва­те­ли пей­о­тиз­ма и тра­диц. куль­тов.

Шошоны. Вашаки, вождь банноков. Фото Ч. Бейкера и И. Джонстона. 1881–82. Национальные антропологические архивы (Сьюитленд, США).

Тра­диц. куль­ту­ра в осн. ти­пич­на для ин­дей­цев Боль­шо­го Бас­сей­на, ис­пы­та­ли силь­ное влия­ние ин­дей­цев Ка­ли­фор­нии (зап. Ш.) и Пла­то (сев. Ш.). За­ни­ма­лись охо­той, со­би­ра­тель­ст­вом и ры­бо­лов­ст­вом (у сев. Ш.). Жи­ли­ще – ви­ки­ап (зап. и сев. Ш.) и ти­пи (сев. и вост. Ш.). Сев. Ш. под­дер­жи­ва­ли тес­ные свя­зи с бан­но­ка­ми (груп­па сев. пай­ют). Вост. Ш. вме­сте с от­де­лив­ши­ми­ся от них впо­след­ст­вии ко­ман­чи в 16–17 вв. про­жи­ва­ли на за­па­де Ве­ли­ких рав­нин, где охо­ти­лись на би­зо­нов; с по­яв­ле­ни­ем ло­ша­ди пре­вра­ти­лись в во­ин­ст­вен­ный ко­че­вой на­род, в кон. 18 – нач. 19 вв. вы­тес­не­ны чер­но­но­ги­ми и др. на за­пад. Зап. Ш. жи­ли не­боль­ши­ми груп­па­ми (св. 40, наи­бо­лее из­вест­ны – гошуте), воз­глав­ляе­мы­ми во­ж­дя­ми (те­к­ва­ни); сев. Ш. – круп­ны­ми ло­каль­ны­ми груп­па­ми (яхан­де­ка, агай­де­ка, ту­ку­де­ка, кам­ме­де­ка и др.); вост. Ш. – дву­мя груп­па­ми (едо­ки гор­ных ба­ра­нов и едо­ки би­зо­нов), ко­то­рые де­ли­лись на ко­че­вые об­щи­ны во гла­ве с во­ж­дём. У вост. Ш. роль во­ж­дей бы­ла силь­нее вы­ра­же­на, су­ще­ст­во­ва­ло два во­ен. об­ще­ст­ва (Жёл­тые бро­ви и Брёв­на). Ш. ве­ри­ли в осо­бую си­лу (пу­ха), об­ла­да­те­ли ко­то­рой ста­но­ви­лись ша­ма­на­ми. Бы­ли рас­про­стра­не­ны ри­ту­аль­ные тан­цы (Та­нец от­ца, об­ще­ст­вен­ные кру­го­вые тан­цы и др., у вост. Ш. с нач. 19 в. – Пля­ска Солн­ца). Осо­бое са­краль­ное зна­че­ние при­да­ва­лось мес­там с древ­ней на­скаль­ной жи­во­пи­сью (по­ха ка­ни – «дом си­лы»). Ми­фо­ло­гич. ге­рои – Волк и Кой­от.

Кон­так­ты с трап­пе­ра­ми и тор­гов­ца­ми с кон. 18 – нач. 19 вв. С 1860-х гг. по­се­ле­ны в ре­зер­ва­ции (из са­мых бед­ных в США). В 1860–70-х гг. про­ис­хо­ди­ли столк­но­ве­ния с по­се­лен­ца­ми и ар­ми­ей США (1863 – рез­ня на Бэр-Ри­вер, 1878–1879 – Вой­на с едо­ка­ми овец). В нач. 20 в. рас­про­стра­ня­ет­ся пей­о­тизм. В сер. 20 в. Ш. уда­лось вы­иг­рать боль­шин­ст­во зе­мель­ных ис­ков и по­лу­чить боль­шую ком­пен­са­цию, что по­ло­жи­тель­но по­влия­ло на их эко­но­ми­ку.

Лит.: Lowie R. H. The Northern Shoshone // Anthropological Papers of the American Museum of Natural History. N. Y., 1909. Vol. 2. Pt. 2; Thomas D. H., Pendleton L. S.A., Cap­pannari S. C. Western Shoshone // Handbook of North American Indians. Wash., 1986. Vol. 11; Murphy R. F., Murphy Y. Northern Shoshone and Bannock // Ibid.; Shimkin D. B. Eastern Shoshone// Ibid.

Вернуться к началу