Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭЙЗЕНМА́Н ПИТЕР

Авторы: А. В. Гусева
П. Эйзенман. Комплекс «Город культуры Галисии» в Сантьяго-де-Компостеле. 1999–2013. Фото А. В. Гусевой

ЭЙЗЕНМА́Н (пра­виль­но Ай­зен­ман, Ei­senman) Пи­тер (р. 11.8.1932, Ньюарк, штат Нью-Джер­си), амер. ар­хи­тек­тор, тео­ретик ар­хи­тек­ту­ры, пе­да­гог. Окон­чил ун-ты: Кор­нелл­ский в Ита­ке, штат Нью-Йорк (1955), Ко­лум­бий­ский в Нью-Йор­ке (1960), Кем­бридж­ский (1963). В 1967 ос­но­вал в Нью-Йор­ке Ин-т ис­сле­до­ва­ния ар­хи­тек­ту­ры и гра­до­строи­тель­ст­ва (ди­рек­тор до 1982), под его эги­дой из­да­вал ж. «Oppositions» (1973–82), став­ший клю­че­вой «три­бу­ной» ар­хит. де­ба­тов 1970-х гг. В эти го­ды Э. ин­те­ре­со­ва­ла аб­ст­ракт­ная ар­хит. фор­ма, он чер­пал вдох­но­ве­ние в ра­бо­тах Ле Кор­бю­зье и итал. ра­цио­на­ли­стов. В се­рии ча­ст­ных жи­лых до­мов пре­об­ра­зо­вал фор­му в «знак» фор­мы и дал до­мам по­ряд­ко­вые но­ме­ра, как про­из­ве­де­ни­ям в рус­ле аб­ст­рак­цио­низ­ма. В «До­ме VІ» в Кор­ну­ол­ле (штат Кон­нек­ти­кут; 1975) Э. во­пло­тил про­цесс про­ек­ти­ро­ва­ния: зда­ние как буд­то скла­ды­ва­ет­ся в еди­ное це­лое на гла­зах у зри­те­ля из раз­роз­нен­ных ком­по­нен­тов, при­чём не все они функ­цио­наль­ны: ко­лон­на на кух­не не ка­са­ет­ся по­ла, клю­че­вой эле­мент ком­по­зи­ции – пе­ре­вёр­ну­тая ле­ст­ни­ца. По­сле 1978 Э., вдох­но­вив­шись идея­ми Ж. Дер­ри­да и прин­ци­па­ми пси­хо­ана­ли­за, ра­бо­тал в рус­ле де­кон­ст­рук­ти­виз­ма, по­рой – под влия­ни­ем по­стмо­дер­низ­ма. Раз­ви­вая тра­ди­ции мо­дер­низ­ма, он брал как пер­вич­ный эле­мент план-ре­шёт­ку, но за­тем ис­крив­лял её, скла­ды­вал, пе­ре­во­ра­чи­вал, соз­да­вая но­вую фор­му и слож­ную дра­ма­тур­гию про­стран­ст­ва. В его по­строй­ках плос­ко­сти и мас­сы раз­ры­ва­ют­ся, пе­ре­се­ка­ют­ся под ост­рым уг­лом, асим­мет­рич­но на­кла­ды­ва­ют­ся друг на дру­га, как бы рас­па­да­ясь на со­став­ляю­щие и на­ру­шая все пра­ви­ла «тра­диц.» ар­хит. ком­по­зи­ции: ком­плекс дос­туп­но­го жи­лья Ме­ж­ду­нар. стро­ит. вы­став­ки (IBA) в Бер­лине (1985), про­ект пар­ка Ла-Вил­лет в Па­ри­же (1987, совм. с Дер­ри­да; не реа­ли­зо­ван), Центр ис­кусств Уэкс­не­ра в Ко­лум­бу­се (1989), зда­ние кор­по­ра­ции «Nunotani» в То­кио (1992). С 1990-х гг. Э. фор­маль­но от­хо­дит от де­кон­ст­рук­ти­виз­ма и ищет вдох­но­ве­ние в на­уч. от­кры­ти­ях, фрак­та­лах, иде­ях пост­струк­ту­ра­лиз­ма: Ме­мо­ри­ал жерт­вам хо­ло­ко­ста в Бер­ли­не (2005), ста­ди­он ко­ман­ды «Ари­зо­на Кар­ди­налс» в Глен­дей­ле, штат Ари­зо­на (2006), ком­плекс «Го­род куль­ту­ры Га­ли­сии» в г. Сан­ть­я­го-де-Ком­по­сте­ла (1999–2013, не за­вер­шён). Боль­шая часть про­ек­тов Э. от­но­сит­ся к бу­маж­ной ар­хи­тек­ту­ре и т. п. Пре­по­да­вал в Прин­стон­ском ун-те (1963–67), Йель­ском ун-те в Нью-Хей­ве­не (с 2015) и мн. др. ву­зах.

Соч.: Houses of cards. N. Y., 1987; Inside out: Selected writings, 1963–1988. New Haven, 2004; Ten Canonical buildings 1950–2000. N. Y., 2008.

Лит.: Davidson C. Tracing Eisenman: P. Eisen­man complete works. L., 2006.

Вернуться к началу